СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные технологии для развития познавательной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советский педагог, Шалва Александрович Амонашвили, в своей книге «Здравствуйте дети!» говорил следующее: «Находясь в педагогическом цейтноте, часто буду вынужден за считанные секунды решать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребенка. Я должен делать это без спешки и помнить, что я ответствен за его судьбу» [1, 5 с].

Современная система образования нацелена на то, чтобы по-новому учить детей, так как проверенные временем методы обучения и воспитания не позволяют в достаточно полном объеме обеспечить новые социальные запросы, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Учителя подтверждают, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данный феномен зафиксирован в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации данного принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность».

Глубокое усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности обучающегося. Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации [1].

На данный момент времени поток информации существенно возрастает и требует внедрения в образовательный процесс таких методов и средств обучения, которые позволили бы за достаточно короткий промежуток времени передавать большой объем знаний.

В связи с этим, весьма актуальным становится введение в начальное образование новых методов, средств и форм обучения, основанных на диалоговом общении, в частности, технологии интерактивного обучения и соответствующие ей методы, формы и средства. В основе данной технологии лежит взаимодействие, которое является центральным звеном образовательного процесса.

Онлайн – школа Фоксфорд даёт следующее определение понятию «интерактивное обучение»: «Интерактивное обучение – это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое общение» [2].

Интерактивное обучение базируется на принципах:

  • Доверие и равенство в общении, как учителя с учащимися, так и учащихся между собой, способствующие открытому обсуждению возможных путей решения учебных задач;
  • Взаимосвязи и активность, благодаря которым ученики и педагог вовлечены в процесс и находятся в совместном поиске пути решения;
  • Экспериментирование, стимулирующее творческий подход.

На основе вышеперечисленных принципов выделяют соответствующие методы, формы и средства интерактивного обучения. Остановимся на каждом подробнее.

Интерактивные методы и формы обучения – это способы взаимодействия между учителем и учениками, а также комплекс приёмов, которые помогают сделать процесс обучения эмоционально живым и интересным.

На каждом уроке и к каждой конкретной теме учитель может использовать разные интерактивные методы и формы обучения или же их комбинацию.

На уроке математики, например, можно использовать метод «Решение кейсов». Суть данного метода такова: берётся конкретная ситуация и ученики коллективно разрабатывают пути её решения. Возьмём, к примеру, изучение темы «Доли и дроби». Ученики перед началом урока делятся на группы. По ходу урока каждая группа получает свой кейс с заданием (1 группа – разделить лимонный пирог на 6 равных частей и угостить 6 человек гостей; 2 группа – разделить вишнёвый пирог на 4 равных частей и угостить 4 человека и т.д.).

На уроках изобразительного искусства или технологии можно реализовать мастер классы, на которых ученики получают необходимые знания, умения и навыки в формате практической работы. Например, «Конструирование дома на плоскости с помощью подручных средств».

На уроках литературного чтения или окружающего мира можно применять. например, опросы, голосования, обсуждения и пр., в ходе которых все ученики активно включаются в поиск нужного ответа, открыто делятся своими мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения. Например, К. И. Чуковский «Мойдодыр»; «Кто работает ночью?».

Методу «Мозговой штурм» (совместное генерирование идей и поиск творчески нестандартных решений) и «Интерактивные вебинары» (тип занятия, соединяющий в себе традиционное объяснение материала и такие способы взаимодействия, как дискуссия или разбор, демонстрация наглядного материала, просмотр фильмов и т.д.) можно найти применение почти на любом предмете и теме.

14.12.2022 15:03


© 2022 109

Рекомендуем курсы ПК и ПП