СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интернет-имидж педагога. Как не наделать ошибок в сети?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Едва ли не у каждого сегодня есть один или несколько аккаунтов в социальных сетях. Жизнь школьников и студентов тесно связана с социальными сетями. Дети здесь не только общаются, но и получают информацию. Поэтому в последние годы в педагогическом обществе все чаще поднимается вопрос использования подобных сервисов в процессе образования.

Самые известные социальные сети — это «Facebook» и «Twitter». Для российского пользователя ближе такой сетевой проект, как «Вконтакте». Его интерфейс понятен и привычен для современного юного поколения. Преподаватель может использовать как личную страничку в образовательных целях, так и создать тематическую группу или паблик.

Рассмотрим положительные моменты применения социальных сетей в педагогической деятельности. 1. Общаясь со своими воспитанниками «на их территории», учитель становится ближе к детям. Это улучшает и облегчает коммуникацию и взаимопонимание. 2. В социальных сетях удобно распространять электронные книги, учебники, пособия и дополнительные материалы, которых нет в библиотеке. Учитель может вести свою страницу и размещать на ней материалы для учащихся различного уровня. 3. Находясь перед экраном монитора, а не перед аудиторией, застенчивые ребята чувствуют себя более спокойно. Это их раскрепощает, и они охотнее идут на контакт и принимают участие в дискуссиях. 4. Разбор и анализ темы, затронутой на уроке и не выясненной до конца, может быть перенесен в онлайн-режим. Через интернет педагог сможет давать задания, консультировать, отвечать на возникающие вопросы. 5. Разработка совместного проекта в онлайн-режиме обеспечит постоянный доступ к обнародованию результатов, спорных моментов и позволит руководителю отслеживать и контролировать его ход. Создание опросов поможет при сборе данных о мнении пользователей по той или иной проблеме. 6. Можно записывать и выкладывать аудио- и видеофайлы с лекциями или просто интересными фактами. Вбив в поиск ключевые слова, легко найти большое количество обучающих записей по заданной тематике. 7. Бывают случаи, когда ученик не способен посещать занятия, либо в связи с определенными обстоятельствами обучение переведено в дистанционный режим. В Facebook’е и Вконтакте существует такая полезная кнопка как «онлайн-трансляция». С ее помощью можно провести «живой» урок на расстоянии. Вопросы могут быть заданы в чате, что не будет отвлекать лектора от повествования. 8. Через социальные сети можно организовывать не только обучение, но и культурную жизнь: обсуждать проведение школьных мероприятий, планировать совместное посещение музеев, выставок, театров, делиться впечатлениями, фотографиями, видеозаписями. 9. В связи с занятостью родители не всегда полностью осведомлены об успехах своих детей. Поэтому, помимо контакта с подопечными, учитель может связываться с теми родителями, чьи профили есть в сети. Для повышения своих профессиональных качеств преподаватель может читать статьи, публикуемые в сообществах, и участвовать в обсуждениях с коллегами. Несмотря на удобства, предоставляемые внедрением интернет-сервисов, отметим ряд отрицательных моментов. 1. В социальных сетях существуют факторы, отвлекающие детей от образовательного ресурса. Общение с друзьями и развлекательный контент «перетягивают» их внимание. 2. Исходя из предыдущего пункта, следует помнить, что страница преподавателя или паблик должны стабильно обновляться и наполняться качественным содержимым, чтобы не пропадала заинтересованность. Поэтому ведение собственной страницы — весьма трудоемкое дело. Она отнимает много времени и сил руководителя. Это касается и онлайн-консультаций. 3. Не во всех учебных заведениях есть доступ к интернету, поэтому раздаточный материал, книжки, справочники, необходимые в аудитории все равно придется хранить на флешке, компьютере или в печатном варианте. 4. Ведение учителем группы или блога в социальных сетях — зачастую личная инициатива педагога, которая не оплачивается. 5. И, конечно, приватность. Учитель в соцсетях должен быть не менее ответственным, чем в школе. С другой стороны, педагог подает детям пример того, как можно использовать социальные сети в профессиональной деятельности, не выставляя личную жизнь напоказ. Тенденции развития социальных платформ указывают на то, что внедрение виртуального общения в образовательный процесс неизбежно. В связи с этим важно, чтобы знания и навыки учителей в использовании информационно-компьютерных технологий были на должном уровне и непрерывно развивались.

Стоит ли педагогам создавать аккаунты в социальных сетях? Каким должен быть профиль учителя: закрытым или открытым? Что можно публиковать на своей странице, а что нет? Нужно ли добавлять учеников в «друзья»? — В принципе существуют две линии поведения. Первая, когда педагог ценит свое внутреннее пространство, а потому не выходит в социальные сети, или если он и имеет свой аккаунт, но не добавляет учеников в «друзья». Вторая линия — педагог включает в круг интернет-«друзей» своих воспитанников и контактирует с ними в социальных сетях.

Информационная культура педагога включает в себя способность влиять на информационную культуру ученика, формировать ее. При этом учитель должен сам хорошо владеть интернет-технологиями плюс обладать высокими морально-этическими качествами». Если педагог сегодня не представлен в интернет-среде, в глазах своих учеников он сразу теряет очки. Цифровое поколение этого не может понять. Поэтому учителю нужно идти в социальные сети — туда, где проводят по несколько часов в день его подопечные. Лаборатория Касперского провела исследование, которое установило, что 90 процентов российских педагогов используют социальные сети в личных целях. 73 процента добавляют учеников в «друзья». Открытый аккаунт из них имеют 67 процентов. А 25 процентов тех, кто дружит с учениками в сети, не проводят на этих площадках никакой педагогической работы. Детям, между прочим, требуется какой-то ориентир, эталон поведения.

Отношения в социальных сетях имеют много особенностей, которые учителю всегда надо иметь в виду. Невидимость субъектов коммуникации, анонимность и слабая регламентированность поведения в интернете создают у детей впечатление вседозволенности, когда им кажется, что стираются границы между статусом, что не нужно соблюдать правила субординации, они переходят на сленг. «Интернет — это абсолютная свобода без ограничений и запретов» — так считают очень многие подростки и направляются туда, где их никто не контролирует. К тому же часть пользователей любит создавать виртуальные личности — это когда в сети отыгрывается определенный жизненный сценарий, важный для конкретного человека. То, что он никогда не позволит себе в реальной жизни, с легкостью позволяет себе в интернете. Виртуальный образ жизни оказывается важнее реальности. Спам не приветствуется.

Главный принцип поведения в соцсетях — необходимость придерживаться тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. «Образ учителя в классе, школе и в социальных сетях должен совпадать. Это очень важно для формирования доверия между ним и учащимися. Поэтому берегите свою репутацию. Для педагога недопустимо использование ненормативной лексики, сомнительных фотографий и текстов в интернете. Случается, что человек в эмоционально подавленном состоянии или, наоборот, во время сильного потрясения пишет странные тексты, что учителю категорически запрещено делать. Сильная эмоция — не повод поделиться ей со всем миром». • Помните, что в соцсетях вы разговариваете с людьми. Имеется в виду, что в интернет-переписке нужно руководствоваться принципом «Сказал бы я то же самое человеку в лицо?». • Впрочем, принципы информационной этики общие для всех, а не только для педагогов. Это сохранение права на частную переписку. Выкладывать переписку с другим человеком в общий доступ или пересылать ее другому «другу» по социальной сети недопустимо. • Надо уважать время и возможности других, поэтому не рекомендуется «спам»: распространять «вирусный» контент, фейковые новости, скрытую рекламу и другой интернет-мусор. В общем распространение ненужной информации приводит к тому, что к ней перестают серьезно относиться, и это провоцирует снижение авторитета того человека, который ее рассылает. • Нельзя просить репостить информацию, размещенную на вашей странице. Это элементарная сетевая этика: если человек заинтересуется, он сам добровольно сделает репост. • Не рекомендуется также отмечать друзей на снимках без их разрешения, размещать фото и поздравления на чужих страницах без разрешения их хозяев, злоупотреблять хэштегами. • Признаком дурного тона считается и чрезмерное увлечение селфи. Более того, психиатры уже относят эту вроде бы безобидную «забаву» к психическим расстройствам. Также не рекомендуется часто выкладывать фото с мест, которые вы посетили, потому что таким образом вы транслируете в сетях онлайн свою частную жизнь. Самопрезентация в сети Педагогам ни в коем случае нельзя вмешиваться в публичные конфликты. Все написанное остается в сети, поэтому через некоторое время слова и комментарии могут вырвать из контекста и направить против учителя. Не пытайтесь переспорить тролля и помните, что вы можете неправильно понять через экран эмоции и интонации других людей, как и другие люди могут ошибиться в ваших. Писать в сетях педагог должен правильно и без сокращений, потому что всему, что он делает, уделяется особое внимание. Учитель всегда находится «под прицелом». Еще одно правило — помогайте другим там, где это можно сделать. Надо участвовать в различных сетевых сообществах, в том числе профессиональных, организовывать группы по интересам. Если в социальных сетях учитель дружит со своими учениками, то следует в настройках убрать возможность видеть список друзей на странице другим пользователям. Если учитель со своими учениками создает группу, то она должна быть закрытой, чтобы присоединиться к ней можно было только по приглашению членов этой общины. Публиковать фото детей без их согласия запрещается. Исключение — групповое фото, когда лица видно только издалека. — Учебное взаимодействие с детьми, обмен с ними актуальной информацией должны быть не только в школе, но и в онлайн-пространстве, только сфера влияния педагога здесь расширяется, так как в интернете дети сталкиваются совсем с другими рисками, и учитель должен быть готов им помочь. Некоторое время назад проводилось исследование, которое установило, что на первое место по значимости полученной информации школьники ставят родителей, на второе место — интернет, а учителя занимают лишь третью позицию. Поэтому ролевой репертуар педагогам сегодня советуют расширить и ввести в его роль навигатора в медиапространстве. Учитель должен помогать ученикам отбирать качественный контент и формировать нормы оценивания информации. — Участие педагога в интернет-жизни учеников требует большой ответственности, он фактически лишен частной жизни в социальных сетях. Это надо понять и принять, — констатирует Виктория Измагурова. — Личная страница — это его самопрезентация в интернете, поэтому очень важно правильно управлять этим ресурсом.

Правила выживания Как показывает практика, одно только соблюдение законов не гарантирует спокойной жизни в соцсетях. Чтобы обезопасить себя от конфликтов и нападок в сети, а также сделать свою страницу интереснее, можно следовать простым советам. • Установите правила. Напишите «верхний пост» о том, что можно, а чего нельзя делать на вашей странице. Например, недопустимы личные оскорбления, троллинг, использование бранных слов и выражений. Так вы во-первых, обозначите рамки культурного общения, а во-вторых продемонстрируете окружающим, что строго следите за контентом. • Ограничьте персональную информацию и доступ к постам с личным содержанием.  Персональные данные можно закрыть для всеобщего доступа и разрешить их просмотр только тем, кого вы выберете сами. Нет ничего страшного в том, что вы скроете ото всех свое хобби, фотографии с прошлого отпуска и семейное положение. Это исключительно ваша личная жизнь. • Не отмечайтесь на всех фото, выложенных друзьями. Лучше не спеша просмотреть снимки и выбрать те, где отсутствует потенциальный компромат. Остальные попросите удалить. • Не пытайтесь решать реальные проблемы с помощью соцсетей. Если возник конфликт или недопонимание, лучше позвонить человеку или встретиться с ним, чем устраивать троллинг в соцсетях. Именно попытки разобраться во всем, сидя у компьютера, приводят к многочисленным конфликтам в интернете. • Не выходите в онлайн в плохом настроении. Человек так устроен, что ему проще выплеснуть в соцсеть негативные эмоции, чем позитивные. Поэтому лучше подождать, когда эмоции улягутся. • Публикуйте информацию об ошибках своих учеников только с их согласия. Если ученик сделал в задаче или диктанте забавную ошибку, о которой хочется рассказать в соцсетях, спросите школьника, можно ли это сделать, чтобы случайно не поставить его в неловкое положение. Здесь действуют уже не юридические нормы, а обычная вежливость и уважение. • Размещайте полезную информацию. Это могут быть ссылки на всевозможные школьные паблики, статьи по детской психологии, примеры заданий для ЕГЭ. Словом, все то, что может помочь вашим ученикам и их родителям. • Старайтесь писать позитивные посты в соцсетях. Это, во-первых, поднимет настроение вашим подписчикам, а во-вторых, привлечет новых читателей.

Все это хорошо, но что делать, когда вы увлеклись аргентинским танго, а администрация школы настоятельно рекомендует «не выходить за рамки» и писать исключительно о подготовке к ЕГЭ? Если к тому же ваши хореографические пристрастия вдруг не разделяют бдительные родители, ситуация действительно может выйти из-под контроля. Чтобы этого не допустить, можно разделить личный и рабочий контент и завести второй аккаунт в соцсети. На одной странице вы сможете делиться с близкими друзьями и родственниками своими хобби, постить фотографии в шортах и писать о личном. Второй аккаунт можно полностью посвятить ЕГЭ, ФГОСам и общению с учениками. Единого верного для всех ответа на вопрос «Как выжить в соцсети?» еще, к сожалению, не придумали. Но сократить количество негатива в онлайне в наших силах. И помогут нам в этом общие для всех правовые и этические нормы. Пишите инструкции Каждое ваше сообщение должно отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть у родителей. • Потратьте время и напишите инструкцию: что, где, когда, кому надо и не надо, сколько стоит и прочее. Постарайтесь учесть все. Конечно, родители обязательно переспросят еще сто раз – этого невозможно избежать. Но пусть задают вопросы друг другу в родительском чате. Там всегда найдутся мамы, готовые терпеливо много раз отвечать. Снимите с себя эту нагрузку по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос. • Все документы, которые родители должны заполнять, распечатывать, подписывать, складывайте в электронную папку. И когда каждый (каждый!) родитель спросит «а где взять заявление на продленку/кружок/обед», у них будет ссылка на нужную папку. • Отмечайте специальными значками важную информацию, например, про собрания звездочками, про документы – галочками и так далее. Это звучит смешно, но в огромном потоке информации, который сейчас захлестнул всех, визуализация очень помогает ориентироваться. • Выкладывайте домашнее задание. Да, это дополнительная нагрузка к электронному дневнику, но «домашка» – это максимум вопросов и эмоций у родителей. Поэтому легче выложить, чем сто раз ответить. Проще фотографировать домашнее задание и выкладывать фото – просто и всем понятно. Напишите FAQ – ответы на часто задаваемые вопросы и сделайте этот пост заглавным в чате. Там все, что актуально в течение учебного года: расписание звонков, каникулы, контакты педагогов и родительского комитета. Управляйте • Не нужно отвечать на каждый вопрос, комментарий и всхлип родителя. Практика показывает, что через час-другой родитель либо найдет ответ, либо успокоится. А если не то и не другое, то точно дождется общения с вами. • Сделайте регулярные встречи с родителями. Можно онлайн. Например, раз в две недели – день ответов на вопросы. И вот тут уже можно все обсудить, подискутировать, высказать разные точки зрения. Короче, выпустить пар и пообщаться. Чат педагога с родителями – это не дружба и не отношения, вот что важно. Пусть этим живут родительские чаты. Там люди мирятся, ругаются, разводятся, удаляют друг друга на веки вечные или признаются в любви навсегда. Особенно люблю ситуации, когда родители вдрызг ругаются друг с другом по поводу какого-нибудь конкретного учителя, а потом группа «мам-отличниц» бежит в чат с педагогом признаваться ему в любви. Смешно? Но это психология. Главное для педагога – держаться от всего этого подальше. Мамы в классе вам не подружки, и вы им, слава богу, тоже. Удачи вам и терпения в новом учебном году!

14.11.2018 13:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП