СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К интерактивным (от англ. – взаимный, действовать, взаимодействие) относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на специально организованной групповой деятельности, обратной связи между всеми участниками. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
  • активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная - взаимодействие.

Исходя из того, что обучение является процессом социальным, коллективным, а не сугубо индивидуальным, инструментарий воздействия в системе интерактивных методов представлен групповыми методами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы.

Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы: 1.Интерактивная экскурсия. 2.Использование кейс-технологий. Кейс-метод - от англ. - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Преимущества метода

  • Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
  • Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
  • Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

3.Проведение видеоконференций. 4.Круглый стол. 5.Мозговой штурм. Метод группового творческого мышления, решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

6.Деловые и ролевые игры. 7.Групповые дискуссии. Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них.

Преимущества дискуссии

  • дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)
  • в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их, навыки критического мышления,

8.Интерактивная лекция. Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед аудиторий в течение с применением следующих активных форм обучения:

  • Дискуссия или беседа
  • Демонстрация слайдов или учебных фильмов
  • Мозговой штурм
  • Мотивационная речь (вдохновить участников на применение полученных знаний и навыков на практике)
Категория: Литература
25.01.2016 18:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП