СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Открыла для себя новый метод, хочу поделиться.
Как вы придумываете интересные идеи для творчества? Знаете ли вы, что существуют специальные методы придумывания? Самые интересные и работающие из них мы опробуем и покажем, что у нас получилось. Пробуйте с нами, и вы удивитесь, насколько яркие идеи вы можете генерировать. Итак, начнем.
Метод фокальных объектов
Синонимы: Фокальный – фокусный, очаговый.
Метод очень простой, очевидный и работающий.
Что делаем: переносим свойства одного объекта на другой.
Как:
Пример:
Задача: придумать необычный карандаш.
Фокусный объект: карандаш.
Случайные объекты: выбираем из случайной книги («Тысяча и одна ночь») методом «тыка»: «дом», «облако».
ДОМ
кирпичный большой загородный многоэтажный многоквартирный деревянный |
КАРАНДАШ | ОБЛАКО
пушистое ватное белое мягкое |
Наши идеи:
Кирпичный + карандаш = карандаш собирается по кирпичикам.
Большой + карандаш = огромный карандаш.
Загородный + карандаш = карандаш с пилой, отверткой, со спичками для камина.
Многоэтажный + карандаш = карандаш-небоскреб, стачиваем этажи.
Многоквартирный + карандаш = карандаш с окошками разного цвета.
Деревянный + карандаш = карандаш в виде дерева.
Пушистый + карандаш = расцветка карандаша в виде шерсти животного.
Ватный + карандаш = карандаш из ваты, выглядит как веточка хлопка.
Белый + карандаш = карандаш-мел, пишет белым цветом.
Мягкий + карандаш = карандаш как пластилин, можно придать пластилину форму карандаша.
Рассматриваемое ниже занятие является одним из практических занятий курса «Основы исследовательской деятельности в дизайне», знакомящего студентов с методами научного и творческого поиска и формирующего у них начальные навыки проектирования дизайн-объектов. Данное занятие посвящено возможностям метода фокальных объектов.
Блок мотивации представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося или как его называют «эффект чуда». Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям, побуждает к поисковой активности, включает учеников в интеллектуальную работу.
Студентам предлагается ответить на вопросы: Что изображено на рисунке? На чём основано данное утверждение? Каковы различия этих предметов? Какие общие признаки позволяют назвать эти предметы одним словом «стул»?
«Это стул – на нём сидят»
С. Я. Маршак «Кошкин дом»
Вопрос к рисунку 2: А эти объекты являются стульями? Обоснуйте свой ответ?
Эти стулья одновременно с утилитарным значением имеют художественную ценность, являются арт-объектами.
Как вы думаете, почему создатель этих стульев отошел от привычных форм?
Как он проектировал эти предметы? Что послужило толчком для рождения идеи необычного взгляда на привычный предмет?
Блок творческого разогрева. А зачем придумывать необычные стулья? Варианты: расширение ассортимента, повышение спроса, поиск новых неординарных идей.
Студентам предлагается «сходу» предложить несколько идей «инноваций» стульев? После 3-5 вариантов, идеи начинают повторяться или разгорается дискуссия о возможности использования предлагаемого варианта в качестве стула.
Создание нового трудная задача. Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из методов активизации творческого мышления, который позволит и нам создать большое количество идей необычных стульев.
Теоретический блок. В 1950-х годах Чарльз Вайтинг предложил метод фокальных объектов, метод поиска новых идей путём присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Задача метода – преобразование ассоциативных связей в изменение образа фокального объекта [2].
У нас фокальным объектом является стул, а произвольные объекты вы можете назвать сами.
Таким образом, мы выполнили два первых этапа генерирования новых идей методом фокальных объектов:
Далее нам необходимо составить список признаков случайных объектов.
Проще это сделать, отвечая на вопрос: «Какой?».
И так, Дерево «Какое?»: ветвистое, сучковатое, растущее, живое, зелёное…
Лампа «Какая?»: стеклянная, хрупкая, светящаяся, прозрачная, круглая…
Змея «Какая?»: длинная, гибкая, непрерывная, пёстрая, опасная…
Радуга «Какая?»: разноцветная, яркая, дугообразная, радостная….
Следующий этапа: генерирование идеи путём присоединения к фокальному объекту признаков выбранных объектов и развитие случайных сочетаний путём свободных ассоциаций.
Представьте стул из необработанных частей дерева или «растущий» стул.
Мысленно создайте висящий, светящийся и прозрачный стул.
А стул, извивающийся как змея?
И, наконец, стул, изгибающийся дугой или переливающийся всеми цветами как радуга.
Какие новые свойства появятся у таких стульев?
Экспериментальный этап 1. Студентам предлагается разработать проекты стульев, используя ассоциации, связанные с выбранными объектами. На рис.4 некоторые из них.
Блок интеллектуальной разминки. Студентам предлагается рассмотреть примеры «необычных» стульев, разработанные профессиональными дизайнерами, и назвать ассоциативные связи, вызвавшие у авторов данный образ.
Экспериментальный этап 2. Студентам предлагается вновь вернуться к созданию проектов стульев, используя собственные ассоциации, связанные с выбранными объектами. Примеры работ на рис. 6.
Блок резюме. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Студенты презентуют свои варианты проектных решений, обсуждают и оценивают их. Это позволит обеспечить обратную и предусматривает качественную и эмоциональную оценку студентами занятия и задания.
Подводя итоги занятия преподаватель обращает внимание студентов на то, что большинство предложенных стульев биоморфны, т.е их формы повторяют формы природных объектов, что созвучно современному направлению развития дизайна – экологическому дизайну [3].
© 2025, Грудачева Марина Сергеевна 78