СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной задачей обучения учащихся средней школы иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, составной частью которой является культурно-лингвострановедческая компетенция. Этот компонент коммуникативной компетенции может формироваться с помощью аутентичных текстов. Среди педагогов-практиков существует мнение, что оригинальные художественные тексты составляют ощутимую трудность для учащихся общеобразовательных школ. Однако при методически грамотной организованной работе с текстом учащиеся не только станут активными читателями, научатся «разговаривать» с ним, получат несомненное наслаждение от скрывающихся в нем художественных образов, но и откроют ценную лингвострановедческую информацию о менталитете, культуре носителей языка и историческом прошлом страны.
Преподаватель на уроке с помощью системы заданий регулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Для этого нужно четко определить для себя цели работы с конкретным текстом. Например: понять и передать содержание текста, последовательность событий; перечислить проблематику текста и обсудить ее ; дискутировать по проблемам текста эмоционально, применительно к себе и настоящему времени.
Последовательность работы с литературным текстом распадается на три этапа. Дотекстовая работа включает в себя:
- введение в ситуацию, общий настрой на чтение; обсуждение информации об авторе; введение в проблематику текста, активизацию знаний, имеющихся у учащихся по проблеме; снятие языковых трудностей. Работа во время чтения:
- текст предъявляется в виде отдельных частей, восприятие каждой из которых подготавливается специальными вопросами преподавателя, выявление гипотез, ожиданий читателя по содержанию текста.
Для анализа текста я использую следующие упражнения: сделать заметки после первого прочтения части текста; поставить вопросы к предложениям; отметить предложения соответствующие содержанию текста; заполнить пропуски в предложении; написать письмо, открытку, SMS, объявление, рекламу, коллаж и т.д. на тему, затронутую в тексте; составить ассоциограмму с определёнными ЛЕ или словосочетаниями и т.д. В завершении работы над текстом следует провести рефлексивный этап. Работа после прочтения текста чаще всего проходит в виде обобщающей дискуссии, с помощью специальных вопросов, которые помогают подтвердить или скорректировать первоначальные гипотезы по проблеме, дать оценку тексту, ответить на оставшиеся открытыми вопросы и т.п.
Также для развития лингвострановедческой компетенции я использую ресурсы интернета на уроке немецкого языка. Регулярное использование интернета делает процесс обучения немецкому языку более привлекательным для учащихся, т.к. они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от устаревших текстов в учебнике. В первую очередь это касается таких тем, как «Спорт», «Музыка», «Молодёжная мода», «Достопримечательности немецко-говорящих стран», «Великие люди», «Проблемы молодёжи», «Путешествие» и др. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику, улучшается их орфография. Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока и чувствуют себя более самостоятельными.
Необходимо отметить, что использование аутентичных материалов необходимо на всех этапах обучения иностранному языку во всех видах речевой деятельности, так как именно аутентичные материалы создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, знакомят учащихся с культурой и повседневной жизнью страны изучаемого языка, помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка как предмета, а также развивать коммуникативную (а в её составе и лингвострановедческую) компетенцию при изучении иностранного языка.
Наблюдение на уроках и анкетирование учащихся, а также анализ практического использования аутентичных материалов на старшем этапе обучения аудированию показал, что, с одной стороны, их использование повышает мотивацию к изучению иностранного языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, но с другой стороны требует специально разработанной методики, отличной от традиционной, основанной на учебных материалах.
-80%
© 2015, Колмакова Ольга Алексеевна 859