СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дети ХХI века, идущие в ногу со временем, не дают возможности отставать и людям, работа которых заключается в том, чтобы вырастить из них полноценно развитую личность, современно мыслящего и просто счастливого ребенка.
Именно эту цель преследуют все участники образовательного процесса, когда приступают к поиску и изучению нестандартных форм воздействия на дошкольника. Одной из таких форм стала арт-терапия. В моем случае - методы и приемы арт-терапевтической работы.
Арт-терапия выполняет ряд функций:
• ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
• КОРРЕКЦИОННАЯ. Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.
• ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ. В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.
Существует множество арт-терапевтических направлений, к ним относится изотерапия. Элементы изотерапии я применяю в своей работе. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.
Что такое изотерапия?
Коррекция средствами изобразительного искусства, в первую очередь рисованием.
Сущность изотерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребенка с помощью художественно-творческой деятельности.
Цель: самовыражение и самореализация ребенка с нарушением зрения и речи в продуктах творчества.
Задачи:
• развитие цветовосприятия и цветоразличения;
• развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора;
• развитие мелкой моторики;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания;
• развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;
• развитие пространственной ориентировки;
• снятие нервно-психического напряжения;
• устранение имеющихся у ребенка нарушений.
На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, моторные навыки (роль мелкой моторики в развитии детской речи подтверждается многолетней практикой педагогов).
Большую роль в развитии речи ребенка играет картинка, созданная его воображением и нарисованная им. «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» - так писал К.Д. Ушинский.
Любой вид работы со звуками: знакомство, автоматизация произношения, дифференциация – может находить отражение в детских рисунках.
Знакомя дошкольников со звуками речи, связываю звук с определенным образом:
«С-С-С» - течет вода из крана; свистит свисток; воздух из насоса…
«Ш-Ш-Ш» - выходит воздух из шарика; шипит гусь; шумит вода в душе…
В работе по закреплению звуков очень важен контакт с родителями. Я предлагаю папам и мамам вместе с детьми нарисовать «Кто или что в природе и дома «шипит», «гудит», «рычит» и т. д. Родители могут помочь ребенку, нарисовав контур предмета, но раскрашивают малыши сами.
В дальнейшем закрепляют изолированный звук по своим рисункам.
На занятиях по отработке определенного звука дети называют много слов с этим звуком, находят предметы, в названии которых есть этот звук. Затем сами выбирают те слова-предметы, которые смогут нарисовать.
При дифференциации звука в словах дети рисуют по два предмета, в названии которых имеются оппозиционные звуки.
При изучении ударения предлагаю нарисовать замок и замок, гвоздики и гвоздики, кружки и кружки. Затем дети делают звуковой анализ этих слов, находят различие в словах.
Любая лексическая тема, закрепленная в рисунке, усваивается быстрее и глубже. Так при изучении темы «Посуда» рисуем предметы посуды и повара, который использует ее в своей работе; рисуем разные виды транспорта; признаки осени так же закрепляются в рисунке.
Дети, которые затрудняются самостоятельно нарисовать предмет, используют трафареты (обводят и раскрашивают).
В работе над словом так же используется рисунок. Например, при образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами рисуем большие и маленькие предметы.
Изучая антонимы, рисуем противоположные по значению предметы.
Слова омонимы наиболее сложны для понимания, нарисовав их дети, легче усваивают многозначность слов.
При образовании родственных слов при помощи приставок и суффиксов используем рисунки - схемы, в кругу рисуется главное слово и от него столько лучей, сколько родственных слов дети придумали. У каждого ребенка получается своя схема родственных слов, что позволяет лучше запомнить слова и воспроизвести их при необходимости, опираясь на свой рисунок.
При изучении предлогов рисунок помогает понять пространственные отношения предметов. На занятиях дети рисуют картинку, изображая предметы, ориентируясь в микропространстве тетрадной страницы.
Большую помощь оказывает рисунок и в развитии связной речи. Дети, прослушав сказку, рисуют понравившегося героя или событие, в дальнейшем рисунок помогает при пересказе. Так же использую рисунки детей для составления описательных рассказов (расскажи о своем предмете по плану); рисунки на свободную тему для составления самостоятельных рассказав.
Опираясь на опыт своей работы, хочется сделать вывод, что использование рисунков на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, помогают решать задачи по исправлению и совершенствованию речи, вызывают интерес к занятиям, снимают эмоциональное напряжение, совершенствуют мелкую моторику.
-80%
© 2017, Митина Елена Алексеевна 592