СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самоподготовка – один из важнейших моментов в образовательном процессе школы-интерната, которая предполагает обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Цель самоподготовки – привитие учащимся навыков самообразовательной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.
Задачи:
- способствовать прочному усвоению знаний образовательных программ;
- формировать навыки работы с учебной и справочной литературой;
- развивать познавательные возможности школьников;
- формировать личностные качества: дисциплинированность, прилежание, усидчивость, самостоятельность, ответственность и коммуникативные навыки.
- воспитывать культуру умственного труда.
Деятельностный метод обучения – метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо создать условия, необходимые каждому ребенку, в том числе на самоподготовке.
Строгое соблюдение режимных моментов самоподготовки – залог успешной и продуктивной работы воспитанников на занятии.
Группа учащихся на самоподготовке в нашей школе объединена, в нее входят учащиеся 5-10 классов, а потому одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Организационный момент включает в себя обязательное проветривание помещения и организацию детьми под руководством педагога своего рабочего места. Учащиеся готовят письменные принадлежности, пользуясь дневником, достают нужные учебники, тетради и располагают всё в нужном порядке на парте. Каждый класс имеет свое определенное место: учащиеся 5-ых классов занимают первые парты, 6-7 классы – вторые парты, а 9-10 классы – на третьих партах. Такое размещение детей не случайно, такой порядок способствует эффективной работе воспитателя и учащихся, так как учащиеся 5-6-7 классов, еще не приобрели навыки самостоятельной работы, им больше требуется помощь педагога.
В результате такой работы у учащихся будут сформированы умения под руководством воспитателя организовать свое рабочее место.
Основная часть самоподготовки включает несколько этапов: организация работы с дневниками; ранжирование заданий по степени сложности; самостоятельная работа учащихся над разбором задания по предмету; совместная работа над заданием в парах и группах; индивидуальная работа, совместная работа над заданием с воспитателем.
Обращаю внимание детей на план выполнения заданий, на использованием опорных таблиц и справочной литературы.
Таким образом, формируются у детей – умение определять план выполнения заданий сначала самостоятельно, а затем совместно с педагогом; умение отвечать на вопросы воспитателя, используя знания, полученные на занятиях и находить нужную информацию в дневнике, учебнике, словаре; умение читать тексты вслух и про себя и понимать прочитанное; освоение смысла учения, желание учиться. Идет формирование умений через вовлечение воспитанников в учебную деятельность, разъяснение, практическую деятельность.
После подробного разбора задания, педагог организует воспитанников на самостоятельную деятельность. Это снова работа с дневником и учебником, черновиком и рабочей тетрадью. Дети работают самостоятельно, пользуясь опорными таблицами, словарями, справочным материалом. Воспитатель при этом контролирует посадку учащихся, организует удерживание детьми учебной цели, оказывает индивидуальную помощь. В результате работы на данном этапе у детей будут сформированы умение следовать режиму организации учебной деятельности; умение работать по плану, предложенному воспитателем и корректировать выполнение заданий; умение удерживать цель занятия в течение самоподготовки; умение пользоваться опорными таблицами, находить необходимую информацию в дневнике, учебнике, словаре, справочной литературе.
При проведении самоподготовки использую здоровьесберегающие технологии. Стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно - гигиенические требования такие как, проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания. Это позволяет детям сохранить познавательную активность и работоспособность до конца занятия.
В своей работе использую информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся
Систематически учащимся учителя-предметники задают материал по подготовке докладов, презентаций, подбора дополнительной литературы по предмету.
Именно компьютерные технологии позволяют каждому из учащихся добывать знания самостоятельно, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
В завершение работы воспитатель организует проверку детьми выполненного задания. Использует для этого разные формы, это может быть самопроверка и (или) взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку письменного задания по образцу, предложенному педагогом. На этом этапе формируются у воспитанников умение соотносить выполненное задание с образцом; коммуникативные - умение слушать и понимать других; умение договариваться о совместном взаимодействии при работе в паре. При этом резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Важным этапом самоподготовки является подведение итогов. Педагог организует обсуждение выполненной работы (обучает элементам анализа). Воспитанники совместно с педагогом осуществляют самоанализ проделанной работы, поиск причин допущенных ошибок и составляют план действий по предотвращению подобных ошибок в будущем. При этом у детей формируются умение наблюдать и делать простые выводы о своей деятельности; умение оценивать свою работу и работу класса по заданным параметрам; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам одноклассников на самоподготовке.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки выступаю в роли помощника, организатора процесса самостоятельного получения знаний обучающимися. Стараюсь заранее продумывая весь ход самоподготовки, осуществляю, совместно сучащимися планирование деятельности на всех этапах выполнения домашнего задания, старюсь развивать УУД, для всех групп совместно обучающихся, максимально ориентирую на развитие самостоятельной работы в малых группах, применяю разнообразные формы контроля, стараюсь прогнозировать затруднения детей, ищу способы их устранения, стараюсь добиваться качественного выполнения домашнего задания всей разновозрастной группой.
© 2018, Сметанникова Татьяна Геннадьевна 400