СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально – ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ. Педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, преодолевать недостатки. В музыкальном образовании имеет место некоторое противостояние подходов в обучении: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д.Б. Кабалевского (выстроенной по пути развивающей дидактики) программа «Искусство слышать» В.О,Усачевой, Л.В,Школяр, (группа авторов)
Дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества. Несколько шире, с учетом изменившихся социо – культурных условий деятельности современных образовательных учреждений, потребностей педагогов – музыкантов, и обновления содержания, технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е.Д. Критской. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Идет попытка научить учащегося вслушиваться в самого себя, «осознать, связать динамику звукового движения с динамикой движений психических», и таким образом влиять на процесс формирования человека новой формации.
Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно – воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний. В ходе рассматривания данной проблемы остановимся на принципе научности в образовании В.Давыдов указывает, что он «… в традиционной дидактике понимается в узко эмпирическом, а не в подлинно диалектическом значении, т.е. не в значении особого способа мыслительного отражения действительности, восхождения от абстрактного к конкретному
Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системы образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которая лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности».
В современных программах по музыке нет речи о формировании, какого – либо типа мышления, не говоря о теоретическом уровне, к чему собственно и обязывает принцип «научности». Попытку связать программу по музыке с этим уровнем мышления, а не выводить в обучении систему содержательных обобщений теоретического уровня я и решила предпринять. Именно развитие музыкально – сенсорных способностей, практических навыков, психо – эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, гармоничный охват широкого культурологического пространства дает мощный толчок для развития теоретического мышления
При разучивании песен на уроках музыки в школе, так называемые минитусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.
С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться. Но кроме знания программ, видится необходимым введение в обучение будущих музыкантов-педагогов творческих заданий.
Музыкально - компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла, причем, в опросе принимают участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы. Но ведь все-таки официально признано, что музыкальные способности есть не у всякого, а про "медведя" можно прочитать и в современных фундаментальных научных работах.
Отсутствие какой-либо музыкальной способности - признак дисфункции, имеющейся в организме, которая себя рано или поздно обязательно проявит либо заболеванием, либо состоянием души. Решение проблемы на уровне занятий музыкой, т. е. развитие способности, находящейся лишь в потенциальном, зачаточном виде, - мощная профилактика многих негативных состояний, подстерегающих человека в его жизненном пути
© 2015, Остапенко Людмила Георгиевна 1038