СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Использование ИКТ в процессе обучения младших школьников »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известный римский философ Сенека писал: « Обучая детей - обучаюсь сам ». Наверное, эта фраза как нельзя лучше отражает суть современного процесса образования. Ведь настоящими учителями являются не те, кто много знает, а те, кому удалось зажечь искрой своею знания детей.

В качестве приоритетных направлений в образовании на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам, в основе которых лежит компетентностный подход, целью которого является качество образования, а особенностью - организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления знаний.

Упражнение « Чудесная шкатулка »

- Вам предлагается на стикерах написать, чего именно вы ожидаете от тренинга. Зачитайте свои ожидания и положите в шкатулку. Потом мы проверим насколько сбылись ваши ожидания.

Компетентностный подход позволяет:

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
  • разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

* подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже. Предполагается внедрение новых образовательных технология и принципов

организации учебного процесса, т.к. человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.

Упражнение « Укрась дерево »

Участники делятся на группы. Каждой группе даются листочки и цветочки, на которых надо написать ключевые компетентности, зачитать и повесить на дерево.

Можно выделить 4 элементарные ключевые компетентности:

  • информационная - готовность работать с информацией
  • коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной
  • кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих

* проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих. « Формирование компетенций - это не смена содержания, а смена технологии обучения » - говорил Е. Я. Коган.

В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять, обобщать, делать выводы. Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках природоведения вызывает у детей наибольшие затруднения.

Упражнение « Броуновское движение »

- При помощи упражнения « Броуновское движение » мы узнаем, как повысить мотивацию учащихся к обучению.

Участники объединяются в 4 группы. Каждая группа получает задание ( вытягивает конверт ). Задание можно выполнитъ, изобразив с помощью схемы, рисунка или пантомимы.

  1. группа — Причины затруднения усвоения информации.
  2. группа - Создание комфортной среды, климата, которые сопутствовали бы взаимодействию учителя и ученика при получении информации.

3 группа - Использование знаний и умений тех, кто обучается.

4 группа - Создание ситуаций успеха на занятиях при получении информации.

После выполнения группы презентуют свои задания.

- Трудно ли было выполнять задание? Почему?

- Что хотелось бы дополнить к вышесказанному?

Можно сделать вывод, что причинами затруднения усвоения информации являются:

  • большой объём информации
  • неумение работать с информацией
  • отсутствие наглядных пособий
  • отсутствие таблиц, схем в учебниках (вся информация текстовая)
  • некоторые темы являются достаточно сложными.

Из этого следует, что для эффективного процесса обучения необходимо внедрение новых технологий.

Упражнение « Добавь глаголы »

- Как мы уже знаем, что коммуникативная компетентность формируется на основе информационной компетентности. Давайте определим, что такое « информационная компетентность ».

- Нам в определение « Информационная компетентность » надо вставить глаголы.

Тренер зачитывает определение, пропуская глаголы. Участники называют необходимые глаголы, которые записываются на доске.

Информационная компетентность - способность и умение самостоятельно. необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий.

После этого составляется определение.

Информационная компетентность - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий.

Информационная компетентность формирует готовность к использованию информационных ресурсов, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально - личностной ориентации.

Очень важно выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид компетентности:

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала ( аннимация, видео, звук).
  2. Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, аннимация ).
  3. Этап закрепления новых знаний ( тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:

  • учитывать возрастные особенности и интересы детей
  • контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором

( 2 кл. - 10 мин, 3 кл. - 15 мин, 4 кл. - 20 мин )

  • чередовать виды и формы работы
  • следить за темпом работы { не должен быть быстрым, навязанным)
  • исключать всякое принуждение и подавление желаний ребёнка.

Использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объёмный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя её в виде краткого конспекта.

Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, что пригодится в будущем.

Упражнение « Микрофон »

- Что даёт детям использование компьютера в учебном процессе?

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок
  • развитие познавательных способностей и мотивации учения

* возможность быстро усваивать сложный материал ( в корне изменяется качество и содержание урока).

А как же изменяются качества знаний учащихся?

Причины увеличения качества знаний учащихся:

  • большой объём информации выдаётся по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей
  • информация предлагается в виде наглядных образов, схем, таблиц, что облегчает её восприятие
  • мультимедийная презентация оказывает воздействие не только на слуховой канал поступления информации, но и на зрительный
  • учитываются возрастные особенности детей.

Систематическое использование ИКТ на уроках, умелое, ненавязчивое вовлечение ребят в творческую деятельность, приводит к тому, что дети самостоятельно начинают использовать в учебную деятельность информационные источники, а значит, можно говорить о развитии ключевых компетентностей школьников: учебно - познавательной, информационной, коммуникативной. Это даёт ребёнку возможность полюбить интеллектуальный поиск, интеллектуальный труд.

В результате нашей работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:

  • компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся, выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения
  • использование ИКТ на уроках даёт возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности
  • использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом
  • ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники
  • использование текстовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и даёт возможность детям самим оценить свои знания
  • применение ИКТ на уроках природоведения позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме
  • систематическое и активное использование ИКТ приводит к повышению интереса, а значит и влияет на учение.

Хочется закончить словами Л.Н.Толстого: « Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать для себя самый удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики ».

Будем же изучать и применять те способы обучения, которыми будут довольны наши ученики.

Подведём итог нашего тренинга с помощью метода « ОРИД »

О - опыт (что делали, что помните? )

Р - рефлексия ( какие чувства, реакция? )

И - информация ( какую информацию получили, какие выводы сделали? )

Д - действия ( как вы будете действовать в будущем? )

Участникам предлагается высказать свои мысли по каждому вопросу.

- А теперь вспомните свои ожидания от тренинга. Сбылись ли они?

23.04.2017 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП