СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональном обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня важным фактором в жизни общества являются современные информационные технологии, позволяющие эффективно «работать» с информацией, создавать, хранить, перерабатывать и пр. Кроме того, уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности каждого региона. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, в том числе и производственную сферу. Поэтому важной задачей в подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Автомеханик» сегодня является формирование у выпускников такой компетенции как «использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности».

В связи с этим важное значение приобретает информатизация образования, внедрение в учебный процесс современных информационных и телекоммуникационных технологий, что непосредственно связано с процессом модернизации профобразования.

В настоящее время в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 77» для обучающихся и преподавателей имеется возможность использования в учебном процессе:

  • электронной почты для обмена информацией между педагогическими работниками и обучающимися  других образовательных учреждений;
  • участие в  on-line семинарах (вебинарах), телеконференциях, где обсуждаются  различные проблемы профессионального образования;
  • доступ к сети Internet для получения свободно распространяемых программных средств;
  • удаленный доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных работ и проведении научных исследований;
  • получение электронных периодических изданий по избранной тематике;
  • самостоятельное и контрольное тестирование и другое.

Для того чтобы будущие рабочие осваивали информационно-коммуникационные технологии  и активно применяли их в своей профессиональной деятельности, преподавателю в процессе обучения необходимо использовать активные методы обучения,  внедрять в учебный процесс новые информационные технологии. Это отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и  позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.

Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее.

В процессе общеобразовательной подготовки по информатике мною разработаны и активно применяются на уроках презентации к лекциям, практические работы, электронные тесты и ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Это вносит в урок элементы разнообразия, красочности (иллюстрации, анимации, таблицы, видео и музыкальное сопровождение). Мною разработаны презентации  к лекциям по разделам программы:

- информационная деятельность человека;

- информация и информационные процессы;

- технологии создания и преобразования информационных объектов;

- средства ИКТ;            

- информационные модели.

Для оценки и проверки качества освоенных знаний, умений по предмету разработаны контрольные электронные тесты по следующим разделам и темам  учебной программы:

- Microsoft Office Word;

- Microsoft Office Excel;

- Microsoft Office Power Point;

- Microsoft Office Access;

- алгоритмы и способы их описания;

- архитектура компьютеров;

- локальные и глобальные компьютерные сети.  

Компьютерное тестирование позволяет заинтересовать обучающихся, которые любят выполнять задания на компьютере, и таких немало. В интерактивных обучающих заданиях используются компьютерные модели, демонстрируются фотографии и изображения реальных объектов. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях.

Важной часть  работы является внедрение в учебный процесс электронного учебного пособия  Microsoft Office 2007 (теория + практика), который является частью учебно-методического комплекса по предмету «Информатика». Структурно электронное учебное пособие  включает в себя следующие разделы:

- введение (от автора);

- лекции по разделам программы;

- практические работы;

- презентации;

- тестовые задания.

Электронное учебное пособие имеет внешнюю рецензию КемГСХИ. Применение его на занятиях облегчает процесс ведения урока,  позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между обучающимся и преподавателем. Интерактивные задания оказывают положительное влияние на мотивацию обучающихся и их интерес к изучаемому материалу.

Сегодня современные обучающиеся большую часть нужной информации получают с помощью Интернета, это позволяет им проявить творческий подход к выполнению того или иного задания, самостоятельно работать с информационными источниками.

Материально-техническая база нашего училища  располагает серьезным компьютерным оснащением:

- 12 интерактивных комплексов;

- 3 компьютерных класса, подключенных к сети Интернет;

- библиотека, оснащенная компьютерами,  так же подключенными к сети Интернет,

- множительная техника;

- ламинатор;

- брошюратор и т.д.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность в полной мере использовать полученные знания на уроках информатики в процессе обучения. Обучающиеся разрабатывают совместно с преподавателями электронные пособия, для участия в областных профессиональных конкурсах, на выставках и форумах. Работы отмечаются дипломами и сертификатами.

Проверка знаний проводится так же с применением информационных технологий. Каждая тема курса имеет тестовую базу – комплекс тестов и заданий.

Проведенное нами анкетирование  среди обучающихся выявило положительное отношение обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения, повышение интереса к изучаемому предмету.

В течение полугодия наблюдается динамика роста повышения качества обучения по предмету на 7,2 %

Таким образом, используемые нами ИКТ положительно влияют на развитие мотивации обучающихся в процессе обучения.

Компьютерные технологии делают каждое занятие необычным, интересным, располагают к использованию  различных форм и методов обучения, тем самым повышая интерес к предмету.

Таким образом, использование  информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения не только облегчает доступ к информации, открывает возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся становится активным и равноправным участником образовательной деятельности. А с использованием сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Это еще раз подтверждает, что сегодня образование приобретает новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

В профессиональной подготовке наших обучающихся ИКТ выполняют не только позитивную динамику обученности, но и формируют профессионально важные компетенции выпускников и их востребованность  на современном рынке труда.

Категория: Информатика
20.01.2015 07:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП