СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно компьютерных технологий в профессиональной деятельности логопеда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.В современном мире сложно стоять на месте, поэтому ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Следовательно, творческим людям, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность.

В своей деятельности я выделяю следующие направления использования ИКТ:

-создание мультимедийных презентаций;

-использование технических средств;

-использование Интернет ресурсов.

Особое внимание в применении ИКТ уделяю мультимедийным презентациям, которые использую систематически в своей работе.

Использование мультимедиа в работе с детьми, даёт возможность предоставить информацию для детей нетрадиционно. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей степени добиться поставленных целей и задач занятия, повышают мотивацию детей, привлекают внимания. Использую в своей работе интерактивную доску и индивидуальные планшеты для детей.

При проведении родительских собраний, семинаров-практикумов для педагогов ДОУ использую мультимедийные презентации. Они позволяют представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией.

В своей работе также использую Интернет ресурсы: изучение новых методик, программ,игр, упражнений, подбор наглядных пособий.

В норме у старшего дошкольника хорошо развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, если изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Ведь, как показали результаты научного эксперимента, при устном изложении материала, ребенок за минуту воспринимает и способен переработать 1 тыс. условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения уже до 100 тыс. таких единиц.

Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.

По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей, посещающих логопедический пункт нашего учреждения, имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу я сочла возможным с помощью компьютерных технологий.

С помощью программ Мicrosoft Word, Мicrosoft Роint, Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher я разработала нескольких видов учебных ММП:

  • презентации для эпизодического включения в занятия;
  • презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;
  • игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются. Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура ММП к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука, дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с вагончиками веселого паровозика, реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд»).

  • артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);
  • изолированное произнесение звука ( при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т.д. );
  • произнесение звука слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);
  • произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы» и т.д.) ;
  • определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда»);
  • произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.

Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ. Разрабатывая к ним различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Так в авторской игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т.д. Играя в эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети для определения количества слогов в слове пользуются сразу несколькими приемами: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы. Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

Создавая презентации, я использовала выразительные образные картинки, фоны, анимации. Они помогали ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Это он помогает Незнайке, Буратино преодолевать трудности, выполнять игровые задания. Ребенок сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться, действовать. Да и сами герои приходят на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат - желание детей работать неизменно высокое.

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.В современном мире сложно стоять на месте, поэтому ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Следовательно, творческим людям, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность.

В своей деятельности я выделяю следующие направления использования ИКТ:

-создание мультимедийных презентаций;

-использование технических средств;

-использование Интернет ресурсов.

Особое внимание в применении ИКТ уделяю мультимедийным презентациям, которые использую систематически в своей работе.

Использование мультимедиа в работе с детьми, даёт возможность предоставить информацию для детей нетрадиционно. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей степени добиться поставленных целей и задач занятия, повышают мотивацию детей, привлекают внимания. Использую в своей работе интерактивную доску и индивидуальные планшеты для детей.

При проведении родительских собраний, семинаров-практикумов для педагогов ДОУ использую мультимедийные презентации. Они позволяют представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией.

В своей работе также использую Интернет ресурсы: изучение новых методик, программ,игр, упражнений, подбор наглядных пособий.

В норме у старшего дошкольника хорошо развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, если изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Ведь, как показали результаты научного эксперимента, при устном изложении материала, ребенок за минуту воспринимает и способен переработать 1 тыс. условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения уже до 100 тыс. таких единиц.

Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.

По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей, посещающих логопедический пункт нашего учреждения, имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу я сочла возможным с помощью компьютерных технологий.

С помощью программ Мicrosoft Word, Мicrosoft Роint, Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher я разработала нескольких видов учебных ММП:

  • презентации для эпизодического включения в занятия;
  • презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;
  • игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются. Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура ММП к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука, дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с вагончиками веселого паровозика, реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд»).

  • артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);
  • изолированное произнесение звука ( при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т.д. );
  • произнесение звука слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);
  • произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы» и т.д.) ;
  • определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда»);
  • произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.

Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ. Разрабатывая к ним различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Так в авторской игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т.д. Играя в эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети для определения количества слогов в слове пользуются сразу несколькими приемами: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы. Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

Создавая презентации, я использовала выразительные образные картинки, фоны, анимации. Они помогали ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Это он помогает Незнайке, Буратино преодолевать трудности, выполнять игровые задания. Ребенок сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться, действовать. Да и сами герои приходят на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат - желание детей работать неизменно высокое.

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

04.12.2017 18:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП