Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для современных школьников? Этот вопрос является одним из главных для многих преподавателей словесности. Каждый из нас ищет свои пути развития мотивации школьников к изучению языка и литературы. В последнее время в связи с введением новых государственных стандартов вновь появился интерес к интеграции. Именно интеграция позволяет решить основные задачи школы – обеспечить формирование интегральных качеств личности школьников и подготовить их к гармоничному вхождению в социум.
Интеграция разных предметов может способствовать формированию целостности в познании ребёнком мира, она ведёт к обобщёнию и уплотнению полученной учащимися информации. Это особенно важно в свете требований стандартов второго поколения формирования у учащихся не только специальных предметных умений, но и общих умений, связанных с познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной деятельностью.
В результате изучения технологии интеграции у меня возникла система проведения интегрированных уроков, в центре которой не только межпредметные связи литературы, истории, музыки, изо, математики, информатики, географии и т.д., но и сложные связи между произведениями художественной литературы одного писателя, двух писателей одной эпохи или разных литературных периодов, зарубежных и русских авторов.
Интегративны на разных уровнях- внутрипредметном и межпредметном:
- русский язык и литература;
- русский язык и литература и гуманитарные дисциплины (история, музыка, иностранный язык, изо);
- русский язык и литература и негуманитарные предметы ( математика, информатика, география, биология, обж, физика, технология).
Интегрированные уроки помогают совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать умение грамотно формулировать свои мысли, развивать логическое и абстрактное мышление, художественный вкус, творческие способности учащихся, их артистизм; такие уроки стимулируют стремление к познанию себя и окружающего мира, поиску смысла жизни, к самопознанию, саморазвитию и самореализации, помогают воспитывать чувство ответственности перед собой, людьми, миром.