СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование личностно-ориентированных технологии в обучении химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанханова Тлекши Саясатовна

Учительница химии и биологии

СШ им. Абая

Курмангазинский район, Атырауская область

Республика Казахстан

Использование личностно-ориентированных

технологии в обучении химии

В современном Казахстане идет становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. Традиционная обьект-субьектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращенной к ребенку как к субьекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субьектов учебной деятельности – учителя и учеников.[1, стр.4]

Химия – как один из самых сложных предметов естесственно-научного цикла способствует развитию научного мышления учащихся, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Основу школьного химического образования составляет система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах, о химических превращениях, а также о возникающих при этом экологических проблемах и путях их решения. Химия – наука экспериментальная. Поэтому учащиеся должны обладать навыками химического эксперимента. В своей практике для развития интеллектуальных умений обучающихся я использую методы и приемы современных педагогических технологий личностной ориентации. Учитывая возможности и способности обучаемых, создаю необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Большой акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Применяю химический эксперимент для получения новых знаний, для разрешения познавательных проблем и приобретения практических навыков, развития мотивации изучения. Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникативных технологий. Активно применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий: электронные учебники, мультимедийные презентации, Интернет–ресурсы, в том числе тематические видеофильмы, виртуальные лаборатории, интерактивную доску, дистанционные олимпиады, творческие конкурсы и конференции.

Химия – как предмет о веществах открывает широкие возможности для применения методов проблемного обучения. Например при изучении темы «Электролиты и неэлектролиты» в 9 классе при демонстрации электропроводимости растворов солей и оснований (NaCl и NaOH) формулирую проблему: соли и основания имеют различный состав и следовательно различные свойства, но почему в проведенных исследованиях они ведут себя одинаково? Ожидаемый ответ: общее в исследованных веществах то, что они относятся к ионным соединениям, т.е. имеют ионную связь и ионную кристаллическую решетку. При растворении происходит разрыв ионной связи, появляются ионы. Они и проводят электрический ток. Не все ионные соединения растворяются в воде ( что зависит от энергии химической связи между частицами) и проводят электрический ток. Завершив решение первой проблемы, приступаю к созданию второй проблемной ситуации. Электрическая проводимость растворов кислот (НСl и H2SO4) свидетельствует о наличии в растворе ионов. Каким образом водная среда способствует переходу ковалентной полярной связи в ионную? Какие ионы могли образоваться в растворах этих кислот? Разрешение проблемных ситуаций заставляет учащихся сравнивать, обощать, анализировать.

Формированию активной личности также способствует технология проектного обучения. Как один из эффективных методов организации учебной деятельности метод проектов получил широкое признание во всем мире и стал технологией обучения 21 века. Работа над проектом проходит шесть стадий: подготовка, планирование, исследование, результаты и выводы, представление результатов, оценка результата и процесса. [2,стр.12-13] Можно использовать проектную деятельность при всех курсах (8-11 классы) обучения химии. Под моим руководством были созданы следующие научно-исследовательские проекты которые были успешно защищены в районных и областных конкурсах: «Рациональное питание –залог здоровья» (Темиртасова Н), «Решение экспериментальных задач по химии» (Гизатуллина А), «Применение неорганических веществ в быту» (Разихова К, Талапкалиева А). Также учащиеся представляли свои творческие проекты в дистанционных республиканских конкурсах. На уроках химии были подготовлены учащимися тематические проекты: «Вредное влияние алкоголя на организм человека», «Природные месторождения соединений неметаллов Казахстана», «Нефтяная промышленность Атырауской области» и другие. Анализируя опыт работы организации личностно-ориентированного обучения можно сделать выводы: все эти методы развивают творческие способности учащихся, повышают их активность, интерес к предмету, помогают развитию познавательной деятельности и в итоге способстуют формированию личности.

Список литературы:

1.Жанпеисова. М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы, 2002.

2.Методическое пособие. Под ред. Тен.А.С, Даутова Т.К. Планирование и управление проектами с использованием информационно-коммуникационных технологий. Алматы, 2007.

Категория: Химия
29.06.2015 09:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП