СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Использование методов и приёмов технологии развития
критического мышления на уроках русского языка» с помощью
Программы самореализации личности».
Программы самореализации личности – это эффективный помощник учащимся в изучении русского языка, это и уникальный помощник для учителя.
Работать над данными программами члены областной творческой группы под руководством заведующей отделом гуманитарного образования ИППО Донецкой области Мельниковой Л.В. начали с 2010 года. Уже в сентябре 2011 года учащиеся 5 и 9 классов получили первые программы. В 2012 и 2013 годах были изданы программы для 6, 7 и 8 классов.
В сборниках собраны комплексные задания курса русского языка. Представлен богатейший дидактический материал, который тоже, кстати сказать, является результатом работы творческой группы. Здесь обязательный программный материал дан в полном объеме, кроме того, имеются дополнительные сведения по тому или иному разделу курса, что позволяет ученикам закрепить полученные знания и навыки.
Программы самореализации составлены для учеников общеобразовательных школ, они являются незаменимым помощником каждому ученику в том случае, если он по какой-либо причине пропустил занятия в классе или решил повторить ту или иную тему, заполнить пробелы в знаниях, расширить или углубить свои знания, подготовиться к участию в интеллектуальных конкурсах, соревнованиях, турнирах.
Учитель может использовать эти программы для организации индивидуальной работы с учениками по самообразовательным маршрутам, для проведения разного рода проверочных, практических и лабораторных работ. Программы серии «Учимся учиться» окажут неоценимую практическую помощь учителям-практикам, покажут, как нужно находить новые оригинальные и в то же время эффективные методы и приемы обучения русскому языку, познакомят с разным дидактическим материалом.
Предлагаемые программы соединяют в себе и учебник, и тетрадь. Для учебной работы необходимо только вооружиться ручкой. Для ориентации в заданиях используются специальные условные обозначения.
Программы состоят из разделов:
1. Вспомним изученное.
2. Углубим знания по теме.
3. Выделим главное.
4. Отделим ошибочную информацию от правильной.
5. Установим соответствие.
6. Заполним лакуны.
7. Учимся сопоставлять.
8. К истокам слова.
9. Задание.
10. Находим связи между видами искусства.
11. Развиваем творческие способности.
12. Развиваем умение доказывать свою точку зрения.
С сентября 2011 года в общеобразовательной школе №1 г. Ясиноватой работают на уроках русского языка по данным программам самореализации учащиеся одного класса, с 2012 года – два класса, а с 2013 года уже три класса (6-й, 7-й, и 8-й). Когда пятиклассники впервые взяли в руки свои сборники, они и не предполагали, как много можно узнать за один урок. Они и не предполагали, как много они ещё не знают и как много им предстоит узнать. Они боялись, путались.
Но вот прошли два года, и сегодня они, уже семиклассники, свободно ориентируются в своих программах. Выполняют задания разного уровня. Шестиклассникам сложнее – они первый год работают с программами, и класс менее подготовленный, уровень знаний их ниже. Восьмиклассники, работающие с программами, показывают неплохие результаты, несмотря на то, что они тоже первый год работают по программам самореализации личности. Именно в 8 классе работа с программами проводится не только в формате урока, но как индивидуальная работа с одарёнными учащимися, работа в группах и работа по развитию творческих способностей. Кроме того, восьмиклассники имеют возможность работать одновременно и с электронным сопровождением учебно-методического комплекса.
Создание электронного сопровождения явилось моей творческой работой в период составления программы самореализации личности для 8 класса. Электронное сопровождение даёт возможность работать с некоторыми материалами в сопровождении цветных иллюстраций, а также пользоваться разделом «Проверь себя», который отсутствует в печатном варианте.
Слайд 8, 9
В данных программах используются методы и приёмы различных технологий, в том числе и технологии развития критического мышления через чтение и письмо. «Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка» - это проблема, над которой я работаю уже два года. И поэтому использование программ самореализации в этом направлении - приоритетное в моей работе. Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Чтобы учащиеся так работали на уроке, используется универсальная модель обучения и система эффективных методик, которые помогают учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Это дает реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию и программы самореализации личности, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений. В программах заложены различные методы и приёмы.
Слайд 10
Наиболее интересным в начале изучения темы является использование приёма Инсерт. Инсерт - звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов. (Слайд)
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
- V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
- + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
- ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».
III этап: учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V |
+ |
- |
? |
|
|
|
|
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. В программах самореализации это теоретические сведения на ту или иную языковую тему.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Поскольку в учебниках теоретический материал изложен довольно скупо, то работа с данной таблицей полезна. Кроме того, работая с таблицей Инсерт, учащиеся могут по-настоящему выделить уже знакомый материал и отследить то новое и интересное, чего они ещё не знают.
В программах предложена разнообразная деятельность по составлению кластеров и работе с ними.
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из записанных слов или предложений в свою очередь тоже появляются свои слова или предложения, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
В программах самореализации представлены следующие варианты работы с кластерами:
- укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости);
- выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Есть в программах готовые кластеры, которые используются в качестве образца (например, программа №4, 5 класс, стр. 27), частично заполненные или кластер с продолжением (например, программа №17, 5 класс, стр. 140; №18, 5 класс, стр.150).
Одним из самых интересных для учащихся является приём «Верные и неверные утверждения» - метод, предполагающий проверку усвоения на I этапе урока. В «Программах самореализации личности по русскому языку» этот метод ещё называется «Да-нетка». Учащиеся читают в левой колонке утверждение, а в правой пишут «да» или «нет», т.е. согласен или не согласен с предложенным утверждением. Таким образом проверяется усвоение теоретического материала темы (например, программа №17, 5 класс, стр.136-137). Семиклассники уже сами научились составлять такие «да-нетки».
Один из интереснейших методов, который используется чаще всего на стадии рефлексии – это синквейн. Название происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Кроме составления синквейна, на стадии рефлексии программы предлагают учащимся заполнить таблицу или закончить предложения: изучив тему, я теперь знаю….., умею…., столкнулся с трудностями…, для преодоления трудностей, планирую…. .
Задания повышенной трудности даны с пометой: «Будущему филологу». Эти задания адресованы учащимся, которые готовятся к олимпиадам и различным конкурсам по предмету.
Для развития познавательной и творческой деятельности учащихся в программах представлены материалы под рубрикой: «Развиваем творческие способности» и «Развиваем связи между видами искусства». Здесь собран богатейший материал для работы с учащимися. Это и составление устного высказывания, и написание сочинения и изложения, и работа с иллюстрациями, и сопоставительный анализ языковых явлений, и составление диалога, и даже написание саги.
Конечно, данные программы имеют и ряд недостатков. Мы сразу же столкнулись с тем, что очень неудобно носить книжку домой и затем в школу. Книга достаточно тяжёлая, и для пятиклассника это проблема. Было решено пользоваться программами только в школе. Вторая трудность – проверка выполненных заданий. И здесь мы нашли выход. Мы работаем в тетрадях. А в программе пользуемся карандашом для черновой работы. Ну и, конечно, цена. Не каждый может позволить покупать программы каждый год. Поэтому мы сделали так. Закупили по одному экземпляру на парту. И теперь шестиклассники работают с программами, которые остались с прошлого года. Они теперь обеспечены программами и на 7 и 8 класс.
Учащимся нравится работать с программами самореализации, и это главная причина использования на уроках русского языка этих уникальных сборников.
© 2015, Филиппская Елена Михайловна 1605