СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Цель данного пособия – повысить эффективность работы учителя-логопеда с помощью различных игровых средств в ходе логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

В игре как ведущей деятельности детей дошкольного возраста создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей (Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Р. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Для детей с тяжелыми нарушениями речи эффективным коррекционным средством является игра. Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, в ней дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева и др.).

Она создает положительный эмоциональный фонд, повышает интерес детей к заданиям, позволяет педагогу учесть имеющийся у детей практический и собственно вербальный опыт. Ряд трудностей можно преодолеть, применяя отдельные игровые действия в ходе совместной деятельности с ребенком.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, на наш взгляд, является использование наглядного моделирования. Моделирование – это процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы обучения детей дошкольного возраста. Многие применяют их для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников.

Опыт нашей многолетней работы показывает широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, которое осуществляется логопедом. Последовательное усложнение предлагаемого нами дидактического материала игр и заданий осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей с ОНР. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексический запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ, совершенствовать звуковую сторону речи, формировать фонематические представления и звукопроизношение.

В пособии содержатся описания игр и заданий, а также методика работы с ними.

Аннотация

Все игры дают возможность проводить коррекционную работу с учетом ФГТ. При составлении данного методического пособия использовались образовательные области: здоровье, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Применение пособия позволит педагогам последовательно и гармонично осуществлять воспитательно-образовательный процесс и формировать у воспитанников интегративные качества.

Пособие предназначено для применения в практической деятельности логопедами и воспитателями, работающими с детьми дошкольного возраста, а также для планирования коррекционной работы с учетом федеральных государственных требований.

В данное методическое пособие вошло четыре блока игр:

I. «В стране загадок»

Цели: развитие лексико-грамматических категорий, связной речи; формирование логического мышления.

II. «Зашифрованные скороговорки»

Цели: автоматизация и дифференциация звуков; развитие умственных способностей ребенка, связной речи; обогащение словаря.

III. «Живая книга»

Цели: обогащение словаря; закрепление навыка словообразования; формирование и совершенствование умения использовать в речи различные конструкции предложений; совершенствование звуковой стороны речи; формирование фонематических представлений; развитие зрительной и слуховой памяти.

IV. «Корректурная проба в картинках»

Цели: развитие пространственных представлений, фонематического восприятия; формирование навыка звукового анализа слова, внимания, памяти и мышления; совершенствование процессов классификации; расширение лексического запаса; формирование координированных движений руки.

Все четыре блока позволяют в комплексе решать основные задачи:

1) обогащать активный словарь;

2) закреплять навыки словообразования;

3) совершенствовать звуковую сторону речи;

4) формировать фонематические представления;

5) развивать связную речь;

6) развивать грамматический строй речи;

7) совершенствовать слоговую структуру слова;

8) развивать мелкую моторику;

9) развивать высшие психические функции.

Блок «В стране загадок» позволяет научить детей составлять загадки, при этом у ребенка развиваются все мыслительные операции, он получает радость от речевого творчества.

Блок «Зашифрованные скороговорки» способствует не только автоматизации и дифференциации звуков, но и развитию умственных способностей дошкольников благодаря использованию условных обозначений, чертежей, схематических рисунков. Когда у ребенка задействованы многие анализаторы одновременно (зрительный, рече-двигательный, слуховой), процесс автоматизации проходит наиболее эффективно.

Блок «Живая книга» стимулирует развитие творческих идей педагогов. В процессе игры у ребенка развивается импрессивная речь; обогащается активный словарь; закрепляются навыки словообразования; формируются и совершенствуются умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы; совершенствуется звуковая сторона речи; формируются фонематические представления.

При ОНР речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая. При осложненных формах дополнительно нарушается слоговая структура слова (взаиморасположенность и связь слогов в слове): нарушение количества слогов, последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слова, уподобление слогов, персеверация, антипация, контаминация.

Чтобы научить детей слышать и правильно произносить звуки, в блоке «Живая книга» предлагаются игры и игровые упражнения с учетом возрастных возможностей. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности при обеспечении высокой речевой активности детей будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

В блоке «Корректурная проба в картинках» задания направлены на развитие фонематического восприятия, звукового анализа слова, процессов классификации, расширение лексического запаса, развитие пространственных представлений, а также внимания, памяти и мышления. В процессе работы закрепляется правильное звукопроизношение, постепенно отрабатываются основные обобщающие понятия, заполняются пробелы в знаниях, закрепляются навыки пространственной ориентировки, тренируются зрительная и слуховая память, произвольное внимание, развивается интерес к логопедическим занятиям, создается положительный эмоциональный фон.

«В стране загадок»

Методика обучения детей составлению загадок

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы пассивно наблюдают. Логопед выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время дает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработал модели составления загадок для детей школьного возраста. Их адаптированный вариант позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Обучение начинается с 3,5 лет, причем используются три основные модели составления загадок.

Модель 1. «Какой? Что бывает таким же?»

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект – самовар. Далее дети дают образные характеристики по заданным логопедом признакам.

  1. Какой самовар по цвету?
  2. Блестящий.

Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

У. Какой самовар по действиям?

Д. Шипящий.

Заполняется вторая строчка левой части таблицы.

У. Какой он по форме?

Д. Круглый.

Заполняется третья строчка левой части таблицы.

Логопед просит детей дать сравнения к перечисленным признакам и заполнить правую колонку таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы): блестящий – монета, но не простая, а начищенная и т.д.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки: как или но не.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей ил каким-либо одним ребенком.

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар:

Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз.

Рекомендации

1. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовать объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово целиком.

2. После освоения модели «Какой? Что бывает таким же?» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Методика работы с этой моделью аналогична работе с предыдущей. Перед детьми вывешиваются таблицу, которая так же постепенно заполняется:

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика.

У. Что делает ежик?

Д. Пыхтит, собирает, семенит.

У. Пыхтит, как кто или как что?

Д. Пыхтит, как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

– Пыхтит, как старый чайник (сравнение на «занижение»).

– Собирает, как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

– Собирает, как жадина (сравнение на «занижение»).

– Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

– Семенит, как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Старый чайник. Новенький паровозик

Собирает

Жадина. Хорошая хозяйка

Семенит

Старый гном. Ребенок, который учится ходить

Далее детям предлагается составить загадку целиком, используя связки: как, но не.

Составление загадки про ежика с приемом «завышение»:

Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить.

Составление загадки про ежика с приемом «занижение»:

Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном.

Модель 3. «На что похоже? Чем отличается?»

(Особенность освоения этой модели в том, что ребенок, сравнивая один объект с другим, находит между ними общее и различное.)

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб

У. На что похож гриб?

Д. На мужичка.

У. А чем он отличается от мужичка?

Д. У гриба нет бороды.

У. Еще на что похож?

Д. На дом, но без окон.

У. А еще на что похож?

Д. На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Толстая ножка

Далее логопед предлагает составить загадку целиком, используя связки: как, или но на, на или но без.

Текст получившейся загадки:

Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке.

31.10.2016 12:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП