СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Систематическое построение учебной программы по математике, условие высокого качества знаний «на выходе»- диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Поэтому реализация проектной деятельности на уроках математики лучше всего происходит в форме межпредметных проектов: «Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. Проблемы числа и смысла в литературе и математике 19 в.», «Математика и искусство», «Математика в современной экономике», «Предел в математике и идеал в литературе. Достижение недостижимого»,«Создание историко- математической энциклопедии», «Формальный метод в математике, истории, литературе».
Проекты могут выступать неотъемлимой частью внеклассной работы по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «Развитие понятия числа в школьном курсе математики», «Удивительная страна математика».
Некоторые темы учебного курса математики допускают использования метода проектов на уроках: «Системы счисления»- 5 класс, «Мир многогранников»- 6 класс.
Обязательным этапом работы над проектом является составление паспорта.
Паспорт проекта.
Что дает метод проектов, его использование на уроках?
1. Общеучебные умения.
. 2. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
3. Исследовательские умения: умения самостоятельно найти информацию, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи.
4. Навыки оценочной самостоятельности.
5. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-умения коллективного планирования;
-умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-навыки делового партнерского общения;
-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
6. Менеджерские умения и навыки:
-умение проектировать изделие;
-умение планировать деятельность, время;
-умение принимать решения и прогнозировать их результат;
-навыки анализа собственной деятельности.
7. Коммуникативные умения:
-умение вступать в диалог, задавать вопросы;
-умение вести дискуссию;
-умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс.
8. Презентационные умения и навыки:
-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления;
-артистические умения;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию знаний. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения небольших проблемных задач и тогда можно организовывать мини- проекты достаточно часто.
Как оценивать проектную деятельность?
1.Выполнение проекта:
-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;
-аргументированность предлагаемых решений, подходов;
-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.
2. Публичная защита:
-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;
-объем и глубина знаний;
-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;
-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;
-деловые и волевые качества докладчика.
Рассмотрим применение проектного метода на одном из уроков геометрии в 11 классе «Сфера и шар». В ходе урока учащиеся должны создать проект - компьютерную презентацию. Класс разбивается на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирают материал: теоретический и исторический. Практики работают по карточкам: решают задачи по данной теме. Технические редакторы работают на компьютере: выбираю макет, набирают текст. В конце урока проводится защита проектов. Во время защиты каждый ученик активно участвует в оценивании результатов работы, выставляя от 0 до 5 баллов по следующим пунктам: содержание теоретического материала; наличие дополнительного материала; наличие исторического материала; количество и уровень представленных задач; эстетика оформления; проведение защиты. Во время обсуждения даются рекомендации и советы одноклассникам.
Проектная деятельность при правильной ее организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. В проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью»- личностный опыт.
Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути.
1.Всегда существует опасность переоценить результат проекта.
2.Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.
3.Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы: отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения - основываются на действии, они должны быть прожиты.
Проект- это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
© 2015, Ровкова Татьяна Евгеньевна 675