СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектного метода в процессе обучения химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектного метода в процессе обучения химии.

Что нужно, чтобы быть хорошим учеником сегодня, успешным студентом завтра и востребованным специалистом в будущем? Многие ответят хорошо учиться, чтобы быть образованным человеком.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создавать условия для формирования такой личности, а учитель среди разнообразных методов работы, педагогических технологий должен выбрать те, которые бы опирались на потребности, способности и возможности всех участников образовательного процесса.

Среди разнообразных направлений современных методик присутствует технология проектного обучения или метод проектов. Главная идея метода заключается в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс. При этом считается необходимым, чтобы познавательная деятельность организовывалась на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. Таким образом, метод проектов как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.

Внедрение метода проекта в свою педагогическую деятельность я начала с 2005-2006 уч. года. Работа началась с самостоятельного изучения публикаций, простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемым к проектам, с учебы на курсах повышения квалификации, изучения опыта работы других учителей.

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

1. Связь с учебными темами (на уроке).

2. Использование проектной деятельности во внеурочное время.

В своей деятельности я стараюсь использовать оба подхода, но начинала я с использования проектной деятельности во внеурочное время во внеклассной работе по химии, в большинстве своем это были проекты-инсценировки, например, проект-сказка «В гостях у алхимика», химические КВНы по итоговым темам курса химии, организационные проекты (разработка предметных недель, агитбригад « За здоровый образ жизни») и другое. Затем я стала использовать проектный метод на уроках химии. Для его организации можно использовать два вида урочных занятий:

1. Урок, который полностью состоит из работы над проектом. Такой урок предполагает высокую степень самостоятельности учащихся и глубоких знаний по химии, поэтому может быть использован не во всех классах (зависит от подготовленности учащихся). Актуализируемые знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом. Форма проведения такого урока зависит от вида проекта (урок в 9 классе по теме «Кальций и его соединения»).

2. Урок, на котором могут быть использованы проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Один из таких урочных проектов был организован мною в 10 классе в курсе органической химии по темам «Жиры. Углеводы. Белки», необходимость проекта была вызвана несколькими причинами, одна из них это недостаточное количество часов на изучение данных тем по программе.

Технологическая характеристика проекта по теме «Жиры. Углеводы. Белки». Таблица 1.

Типологический признак

Тип проекта

Основной метод проекта

Информационно-исследовательский

Предметно-содержательный аспект

Творческий

Характер координации проекта

Непосредственный (гибкий)

Характер контакта

Внутренний среди участников одного класса

Число участников

Групповой

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Работа над проектом включала в себя несколько этапов и представлена в таблице 2.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сроки выполнения

Результат

1.Разработка проектного задания.

1.1. Выбор темы проекта.

отбирает вопросы, которые предлагает учащимся для обсуждения: 1. В чем заключается питательная ценность молока? 2. Почему молоко и молочные продукты настоятельно рекомендуют использовать в рационе детей и подростков? 3. Как влияет на развитие организма человека употребление молочных изделий и молока?

поиск и подбор информации, составление письменных ответов на поставленные вопросы.

вторая половина января.

Конспекты учащихся с ответами на вопросы

1.2. Выделение подтем в теме проекта.

вычленение подтем проекта, составление плана конспекта и перечня источника информации. (Приложение № 1)

- «Жиры, их состав, строение и свойства»

-«Углеводы, их состав, строение и свойства»

-«Белки, их состав, строение и свойства»

осуществляют информационно-поисковую деятельность по составлению развернутых конспектов.

февраль- первая половина марта.

Развернутые конспекты по подтемам проекта

1.3. Формирование творческих групп.

организует объединение учащихся выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. Формирование творческих групп происходит после того, как каждый учащийся составит конспект по подтемам проекта. Формируется три группы по темам «Жиры» «Углеводы» «Белки» и четвертая группа по теме «Составление и анализ полноценного рациона питания учащихся».

каждый ученик выбирает одну из подтем для себя и группируется в соответствии с ними в команду.

Определение роли и функции каждого учащегося в сформированной группе

1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе

разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. (Приложение №2)

обсуждают свою тему с учителем и получают необходимую информацию, формулируют цели проекта.

Работа в группе

1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности:

определяет формы представления результата исследовательской деятельности.

обсуждают в классе формы представления результата исследовательской деятельности.

Сроки выполнения(1.3-1.5): вторая половина марта.

Работа в группе

2. Разработка проекта.

наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости

проводят поисковую деятельность, исследование. Решают промежуточные задачи.

Апрель

Групповая презентация, состоящая из 2-х частей, практическое исследование по теме проекта

(Приложение

№ 3)

3.Оформление результатов.

наблюдает, советует, стимулирует деятельность учащихся.

вначале по группам, а затем во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с заданием.

Первая половина мая.

Презентация работы группы по теме на уроках перед учащимися класса.

4.Представление готового продукта (презентация)

организует экспертизу, приглашает в качестве экспертов параллельный класс, учителей, родителей и др.

докладывают о результатах своей работы, делают окончательные выводы.

Вторая половина мая.

Итоговая конференция (Приложение №4)

5.Рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их усилия, креативность мышления, качество выполнения работы.

участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки.

Вторая половина мая.

Подведение итогов.

Анализируя организацию проектной деятельности по химии, хочется отметить, что самым сложным в деятельности учителя является правильность оценки участия детей в разработке и презентации проекта. Поэтому работу над проектом, особенно над урочным, необходимо начинать с выработки критериев оценки. Технология проектного обучения - это увлекательное и интересное занятие для учащихся, и для учителя, а поэтому я считаю, что проектное обучение одно из перспективных направлений в деятельности любой школы и учителя.

Из опыта работы учителя химии МБОУ СОШ № 8 г. Верхний Тагил

Поляковой Юлии Вячеславовны.

Категория: Химия
11.06.2015 17:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП