СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одна из задач учителя – это научить ученика быстро и правильно мыслить. Этому способствует применение ТКМ. Она предполагает активное учение, когда ученик привлекает в дело собственную любознательность, желание во всем найти смысл. Критическое мышление включает в себя оценку мыслительного процесса, оно направлено на получение результата. Критически ( аналитически ) мыслить – значит: анализировать информацию с позиций логики и личностно- психологического подхода, применять полученные результаты в стандартных и нестандартных ситуациях, ставить осмысленные вопросы, принимать продуманные решения.
ТКМ предлагает набор взаимосвязанных приемов обучения : «корзина идей», «Составление кластера», «Чтение с остановками»( РКМЧП), «составление таблицы ЗХУ», « Учебный Мозговый штурм» и др
Урок по теме «Ядерные реакции»
Цель: 1.сформировать знания о ядерной реакции, о выделении и поглощении энергии при ядерных реакциях , научить вычислять эту энергию. Научить поиску неизвестного ядра в ядерной реакции.
2. развивать навыки критического мышления
3. формировать умение работать в коллективе.
Ход урока:
Стадия вызов:
Прочитайте название темы. ( ключевые слова ядро и реакция). Что же мы будем изучать? Какие реакции вы знаете? ( химические). Дети делают прогнозы. Все предложения записываем на доске, на интерактивной доске или на слайды
После анализа предложений делаем таблицу(ЗХУ). Определяем цель урока
Знаю |
Хочу знать |
Узнал новое |
Строение ядра. Ядерные силы |
Что такое ядерная реакция? Как записать уравнение ядерной реакции? Когда энергия выделятся? поглощается? Как посчитать?
|
|
Химическая реакция |
||
Примеры реакций (соединения, разложения) |
||
Уравнение реакции |
||
Математическое уравнение. Тождество |
||
Эндо и экзотермические реакции |
||
Законы сохранения массы и заряда |
II.Стадия -осмысление. Реализация вызова.
Поступают самые разные предложения. Предложения обсуждаются и записывают в таблицу. Для уточнения проецируется слайд 8
Подготовленным учеником дается историческая справка о работах Резерфорда ( портрет есть в кабинете) и о первой реакции слияния ядер лития и водорода
Узнал новое |
|
Ядерные реакции – это реакция соединения двух ядер с образованием других или расщепление одного ядра (или более) на два других. ……………. |
|
2. Разделимся на 2 группы , 1-2 ученика работают с дополнительной литературой
1 группа –работает с текстом – синтез ядер стр 356. 2 группа – работает с текстом –деление ядер стр356. Обсуждают в группах, выбирают экспертов.
Далее применяя прием «Зигзаг» взаимно обучение друг друга.
Вопросы ( одинаковые для обеих групп):
А) Запишите примеры реакций. Б) Почему выделяется энергия
Что можно было бы записать в таблицу?
Узнал новое |
|
Реакция синтеза: Выделяется энергия равная разности энергии связи тяжелого ядра и двух легких ядер. Реакция деления : Энергия выделятся, но может и поглощаться. Примеры:
|
|
3. Чтение последней части текста пар 83, стр 357.
Вопрос : Почему при синтезе ядер водорода и при расщеплении урана выделяется больше энергии , чем в других реакциях?
Вывод потом вы запишите в таблицу ЗХУ ( т.к. эти ядра обладают мин.энергией связи в своих категориях)
4.Задачи типа №4 и №5 .
Составим алгоритм решения задач и выполним вычисления.
5. Как поступить при решении задач, если массы ядер не известны? Как использовать таблицу масс атомов?
6. Как найти неизвестное ядро в ядерной реакции? Какие законы сохранения выполняются?
III.Стадия - рефлексия.
1.Заполним 3 колонку в таблице «ЗХУ»
Узнал новое |
|
Ядерные реакции – это реакция соединения двух ядер с образованием других или расщепление одного ядра (или более) на два других. Реакция синтеза: Выделяется энергия равная разности энергии связи тяжелого ядра и двух легких ядер. Реакция деления : Энергия выделятся, но может и поглощаться. Примеры: При синтезе ядер водорода и при расщеплении урана выделяется больше энергии , чем в других реакциях потому что эти ядра обладают мин.энергией связи в своих категориях. Алгоритм вычисления энергии реакции :
Алгоритм нахождения неизвестного ядра в реакции:
Это и есть массовое число искомого ядра
5. По известному порядковому номеру найти ядро. |
|
2.Мы узнали , есть энергия в ядерных реакциях выделяется. Причем большая ( Е=Е1*N, N=(m/M)*Na . Где нужны эти знания ?
3. Классификация ядерных реакций
4.Сравним ядерную энергию с другими видами энергии
5.. Составим синквейн.
1) существительное
2) 2 прилагательных
3) 3 глагола
4)предложение-вывод.
5) главное слово
( Например :
Энергия
Внутренняя, ядерная.
Может поглощаться или выделяться, легко посчитать.
Ядерная реакция – это синтез и деление ядер.
МОЩЬ!)
IV. Домашнее задание: параграф 82( учебник Касьянова В.А.), вопросы 4-5, №4,5
Представьте ситуацию: Все металлы в результате ядерной реакции превратились в золото. Опишите ее последствия для человечества.
V. Итог урока. Оценка.Одна из задач учителя – это научить ученика быстро и правильно мыслить. Этому способствует применение ТКМ. Она предполагает активное учение, когда ученик привлекает в дело собственную любознательность, желание во всем найти смысл. Критическое мышление включает в себя оценку мыслительного процесса, оно направлено на получение результата. Критически ( аналитически ) мыслить – значит: анализировать информацию с позиций логики и личностно- психологического подхода, применять полученные результаты в стандартных и нестандартных ситуациях, ставить осмысленные вопросы, принимать продуманные решения.
ТКМ предлагает набор взаимосвязанных приемов обучения : «корзина идей», «Составление кластера», «Чтение с остановками»( РКМЧП), «составление таблицы ЗХУ», « Учебный Мозговый штурм» и др
© 2014, парфенова Лина Петровна 544