СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления(ТКМ) на уроках физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач  учителя – это научить ученика быстро и правильно мыслить. Этому способствует применение ТКМ. Она предполагает активное учение, когда ученик привлекает в дело собственную любознательность, желание во всем найти смысл. Критическое мышление включает в себя оценку мыслительного процесса, оно направлено на получение результата. Критически ( аналитически )  мыслить – значит: анализировать информацию с позиций логики и личностно- психологического подхода, применять полученные результаты в стандартных и нестандартных ситуациях, ставить осмысленные вопросы,  принимать продуманные решения.

ТКМ предлагает набор взаимосвязанных приемов обучения : «корзина идей», «Составление кластера», «Чтение с остановками»( РКМЧП), «составление таблицы ЗХУ», « Учебный Мозговый штурм» и др

Урок по теме «Ядерные реакции»

Цель: 1.сформировать знания о ядерной реакции, о выделении и поглощении энергии при ядерных реакциях , научить вычислять эту энергию. Научить поиску неизвестного ядра в ядерной реакции.

2. развивать навыки критического мышления

3. формировать умение работать в коллективе.

Ход урока:

  1. Повторение материала предыдущего урока и домашнего задания . (тема «Энергия связи нуклонов в ядре» Домашнее задание параграф 82й(1часть ), вопросы 1-3, №3, эссе  « Атомное ядро»). -7минут
  2. Изучение темы « Ядерная реакция»

Стадия вызов:

Прочитайте название темы. ( ключевые слова ядро и реакция). Что же мы будем  изучать?   Какие реакции вы знаете? ( химические). Дети делают прогнозы.  Все предложения записываем на доске, на интерактивной доске  или на слайды

 После анализа предложений делаем таблицу(ЗХУ). Определяем цель урока

Знаю                          

Хочу знать

Узнал новое

Строение ядра.

Ядерные силы

Что такое ядерная реакция?

Как записать уравнение ядерной

реакции?

Когда энергия выделятся? поглощается? Как посчитать?

 

 

 

 

 

 

 

Химическая реакция

Примеры реакций

(соединения, разложения)

Уравнение реакции

Математическое уравнение.

Тождество

Эндо и экзотермические реакции

Законы сохранения массы и заряда

II.Стадия -осмысление. Реализация вызова.

  1. самостоятельно дать определение, что такое ядерная реакция.

Поступают самые разные предложения. Предложения обсуждаются и записывают в таблицу. Для уточнения проецируется слайд 8

Подготовленным учеником  дается историческая справка о работах Резерфорда ( портрет есть в кабинете) и о первой реакции слияния ядер лития и водорода 

Узнал новое

 

Ядерные реакции – это реакция соединения двух ядер с образованием других или расщепление одного ядра (или более) на два других.

…………….

 
 
 

 

2.  Разделимся на 2 группы , 1-2 ученика работают с дополнительной литературой

   1 группа –работает с текстом – синтез ядер стр 356.   2 группа – работает с текстом –деление ядер стр356. Обсуждают в группах, выбирают экспертов.

   Далее применяя прием «Зигзаг»  взаимно обучение друг друга.

 Вопросы (  одинаковые для обеих групп):

А) Запишите примеры реакций. Б) Почему выделяется энергия

Что можно было бы записать  в таблицу?

Узнал новое

 

Реакция синтеза:

Выделяется энергия равная разности энергии связи тяжелого ядра и двух легких ядер.

Реакция деления :

Энергия выделятся, но может и поглощаться. Примеры:

 

 

 
 
 
 

 

3. Чтение последней части текста пар 83, стр 357.

Вопрос : Почему при синтезе ядер водорода и при расщеплении урана выделяется больше энергии , чем в других реакциях?

Вывод  потом вы запишите в таблицу ЗХУ ( т.к. эти ядра обладают мин.энергией связи  в своих категориях)

4.Задачи  типа  №4 и №5 .

Составим алгоритм решения задач и выполним вычисления.

5. Как поступить при решении задач, если массы ядер не известны? Как использовать таблицу масс атомов?

6. Как найти неизвестное ядро в ядерной реакции? Какие законы сохранения выполняются?

III.Стадия  - рефлексия.

1.Заполним 3 колонку в таблице «ЗХУ»

Узнал новое

 

Ядерные реакции – это реакция соединения двух ядер с образованием других или расщепление одного ядра (или более) на два других.

Реакция синтеза:

Выделяется энергия равная разности энергии связи тяжелого ядра и двух легких ядер.

Реакция деления :

Энергия выделятся, но может и поглощаться. Примеры:

При синтезе ядер водорода и при расщеплении урана выделяется больше энергии , чем в других реакциях потому что эти ядра обладают мин.энергией связи  в своих категориях.

Алгоритм вычисления энергии реакции :

  1. Вычислить сумму масс в левой и правой части уравнения
  2. Найти разность
  3. Умножить разность на скорость света в квадрате.

      Алгоритм нахождения неизвестного ядра в реакции:

  1. Подсчитать суммарное массовое число в известной части уравнения.
  2. Найти разность суммы массового числа и известного ядра.

Это и есть массовое число искомого ядра

  1. Аналогично подсчитать зарядовое число искомого ядро. Оно и есть порядковый номер этого ядра в таблице Менделеева.

                 5. По известному порядковому номеру найти ядро.

 
 
 
 

2.Мы узнали , есть энергия в ядерных реакциях выделяется. Причем большая ( Е=Е1*N,    N=(m/M)*Na .  Где нужны эти знания ?

3. Классификация ядерных реакций 

4.Сравним ядерную энергию с другими видами энергии

5.. Составим синквейн.

                    1) существительное  

                    2) 2 прилагательных   

                    3) 3 глагола

                    4)предложение-вывод.

                    5) главное слово 

( Например :

   Энергия

   Внутренняя, ядерная.

   Может поглощаться или выделяться, легко посчитать.

   Ядерная реакция – это синтез и деление ядер.

   МОЩЬ!)

IV. Домашнее задание: параграф 82( учебник Касьянова В.А.), вопросы 4-5, №4,5

Представьте ситуацию: Все металлы в результате ядерной  реакции  превратились в золото. Опишите ее последствия для человечества.

V.  Итог урока.  Оценка.Одна из задач  учителя – это научить ученика быстро и правильно мыслить. Этому способствует применение ТКМ. Она предполагает активное учение, когда ученик привлекает в дело собственную любознательность, желание во всем найти смысл. Критическое мышление включает в себя оценку мыслительного процесса, оно направлено на получение результата. Критически ( аналитически )  мыслить – значит: анализировать информацию с позиций логики и личностно- психологического подхода, применять полученные результаты в стандартных и нестандартных ситуациях, ставить осмысленные вопросы,  принимать продуманные решения.

ТКМ предлагает набор взаимосвязанных приемов обучения : «корзина идей», «Составление кластера», «Чтение с остановками»( РКМЧП), «составление таблицы ЗХУ», « Учебный Мозговый штурм» и др

 

29.12.2014 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП