СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Перед учителем физики стоит важная задача: пробудить интерес к учебной дисциплине, не отпугнуть учащихся сложностью предмета, особенно на начальном этапе.
Новые образовательные стандарты устанавливают требования к результатам освоения образовательной программы. Необходимо сформировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
Чтобы ученики научились самостоятельно добывать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. На уроке следует использовать современные образовательные технологии деятельностного типа, с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Большими возможностями в решении поставленных задач обладают цифровые образовательные ресурсы - ЦОР.
В своей практике преподавания мной применялись цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Опыт работы с ЦОР позволил получить представление о возможности использования ЦОР в учебном процессе и вариантах применения или режимах работы электронных пособий в зависимости от вида учебной или вне учебной деятельности.
Проведя анализ своей работы с ЦОР я выделил для себя семь методов использования ЦОР с целью повышения оптимизации учебного процесса.
1. Метод использования ЦОР при изучении нового материала.
2. Метод использования ЦОР при проведении самостоятельной работы.
3. Метод использования ЦОР при проведении текущего контроля знаний.
4. Метод накопления, хранения, систематизации и каталогизации ЦОР.
5. Метод применения ЦОР при выполнении лабораторных работ.
6. Метод использования ЦОР в качестве симуляторов и тренажеров.
7. Метод использования ЦОР при дистанционном обучении.
Во-первых, хотелось бы отметить один из самых востребованных способов использования ЦОР, когда он применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Здесь ЦОР помогает наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае ЦОР может быть применен как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если используются, например, собственные презентации.
Также ЦОР могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.
Во-вторых, на мой взгляд, следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЦОР. Такая работа осуществляется при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, а именно ЦОР. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями.
Третьим способом использования ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом.
В-четвертых, использование мультимедийных пособий дает мне возможность накопления ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме.
Пятым методом использования ЦОР является их применение при выполнении лабораторных работ и групповых занятий, что является неотъемлемой частью курса школьной программы. Здесь, в основном, речь идет об интерактивных ЦОР, фактически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЦОР обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением, а также, что достаточно существенно, применение таких ЦОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.
Шестой метод применения ЦОР является самым характерным для предмета физики. Речь идет об использовании интерактивных ЦОР в качестве симуляторов и тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности. Такой способ использования безусловно полезен в преподавании школьного курса физики, позволяя сымитировать поведение собранной электрической схемы, задавая параметры ее элементов и соединений. Таким образом, возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с остальным позволяет унифицировать учебный процесс, перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер.
Седьмым способом использования ЦОР является дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с лекционным материалом, выполнять лабораторные работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде.
В заключение хотелось бы отметить, что на мой взгляд, полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии.
© 2015, Герчес Константин Александрович 1395