СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Чепелева Марина Петровна. Я учитель швейного дела.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании, поэтому само понятие «образование» требует современного нового трактования. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, и главное – здоровой личности. Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими взаимоопределяющими элементами в системе формирования целостной личности.
В школе я работаю 20 лет, за это время пришла к выводу, что очень важно в образовании и воспитании детей применять упражнения и игры, которые помогут сохранить и укрепить здоровье.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Направления здоровьесберегающих технологий:
1.Двигательная направленность:
2.Оздоровительные силы природы:
3.Гигиенические средства
Кратковременные сеансы физических упражнений проводятся педагогами непосредственно на уроках или занятиях с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызываемых продолжительной работой. Учитывая психофизиологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений не только позволяет учащимся перераспределить мышечный тонус, но и создает предпосылки для восстановления работоспособности угнетенных нервных центров. В школьной практике широкое распространение получили так называемые физкультпаузы и физкультминутки. Последние короче по продолжительности (1-2 мин), включают в себя до 3 упражнений и могут на уроке при необходимости использоваться неоднократно. В случае незначительного физического и нервно-психического утомления учащихся в процессе учебной деятельности педагог вправе использовать упражнения, выполняемые сидя за партой. При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой - упражнения из исходного положения стоя. Они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса. Физкультурные паузы более продолжительные по времени, применяются в качестве активного отдыха, вызывают большие рекреационные сдвиги. Жесткой регламентации по их проведению не существует. Чаще всего педагог прибегает к их помощи по мере накопления утомления у учащихся, визуально определяя тот момент, когда им необходим отдых. К примеру, если в течение первого и второго уроков оправданно использование физкультминуток, то на 20-25 минуте третьего необходима полноценная физкультурная пауза.
Учитывая особенности детей, проведение физкультурной паузы в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплекс, как правило, включает до 5 упражнений, каждое из которых требует 4-6 повторений. Они могут выполняться сидя или стоя. При выполнении упражнений стоя, принимая во внимание неуклюжесть учащихся, выбирается такой способ их расположения, чтобы им не мешала школьная мебель, а они, в свою очередь, не мешали друг другу и могли быстро вернуться на свои рабочие места. В комплекс включаются упражнения на сгибание и разгибание пальцев рук, ног и туловища, расслабление кистей, движения головой. Необходимы дыхательные упражнения и упражнения для профилактики нарушения осанки. Положительный эмоциональный фон достигается путем произнесения веселых и простых стихотворных текстов, дублирующих или комментирующих движения. При кажущейся простоте, подбор упражнений, используемых во время физкультурной паузы, осуществляется совместными усилиями учителя физической культуры и медицинского работника школы. Хорошо зарекомендовал себя опыт составления памятки, состоящей из нескольких специальных комплексов (например, упражнения для рук, упражнения для профилактики нарушений осанки, профилактики близорукости), вложенной в классный журнал. Проведение физкультурных пауз не следует доверять учащимся. Только лишь оказывая помощь или выполняя упражнения совместно с самыми слабыми из них, педагог может в качестве сопровождающего показа использовать наиболее подготовленных школьников. Дети, имеющие выраженную степень интеллектуальной недостаточности, медленно и неуверенно включаются в выполнение упражнений. Для них следует подготовить отдельное задание, которое было бы им доступно и интересно. Не стоит забывать, что физкультминутки и физкультпаузы показаны и при выполнении домашних заданий в группах продленного дня. Учитывая более непринужденную обстановку и степень усталости учащихся, их продолжительность может увеличиваться до 7-8 минут. Для экономии времени урока на них можно разучивать новые комплексы упражнений, а также речитативы, сопровождающие их выполнение.
Я в своей работе стараюсь применять физминутки и игры как можно чаще. Во время уроков, для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия, зачастую с музыкальным и видео сопровождением, с элементами самомассажа (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и слуха…) и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы. Когда дети заняты творческим процессом, ставлю им релаксационную музыку.
В своей работе стараюсь перенимать опыт педагогов школы, интересуюсь новинками в интернете, помогают в работе методические печатные издания и материалы электронных пособий, журналы и книги.
В состав упражнений для физкультминуток можно включать:
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укреплению слуха,
- укрепления мышц рук,
- развитие мелкой моторики,
- развитие координации движений,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
Надеюсь, что мои рекомендации помогут вам в вашей работе.
Спасибо за внимание!
-80%
© 2015, Чепелева Марина Петровна 254