СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы информационные технологии создают, принципиально новые возможности для организации учебного процесса и не полно осознаются, в педагогической среде.
Считается традиционным в качестве основных принципов дидактики рассматривать следующие принципы: наглядности, сознательности и активности обучающегося, доступности и посильности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, систематически и последовательности. Нельзя также не отметить и такие принципы как научность, связь теории и практики, обучения и воспитания.
Рассмотрим эти принципы с точки зрения информационных технологий. Принципы наглядности в наиболее яркой форме сформулировал еще Я.А. Коменский в своем « золотом» правиле, которое гласит: « Все, что возможно представить для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи – обонянием надо представлять через органы восприятия». Традиционные методы преподавания стремятся активно использовать этот принцип. Но все, кто учувствует в образовательном процессе, знают, что он ограничен в возможностях при изложении практических знаний. Принципиально новые возможностям дают нам в этом плане информационно-коммуникативные технологии. Это не только новые технические средства, но и новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения английскому языку.
Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английского языка призвано решить задачи, связанные: - с мотивацией изучения английского языка; -коммуникацией на английский язык; -развитием психических процессов и свойств личности ребенка; -нравственным воспитанием.
Использование информационно-коммуникативных технологий, как никакое другое средство, обеспечивает учет психофизиологических особенностей, способствуя развитию наглядно-образного мышления и увеличению продолжительности концентрации внимания, обеспечивая более быстрое запоминание материала (преимущественно непроизвольное) благодаря тому, что он представляется наглядном и образном виде. Кроме того, использование информационно-коммуникативных технологий помогает сохранить у школьников мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся с интересом начинают изучение нового предмета английского языка. Как отмечают методисты-исследователи «примечательно, что до момента изучения английского языка и в самом начале у учащихся, как правило, высока мотивация – им хочется говорить на английском языке со сверстниками, петь песни, декламировать стихи на английском языке; дети усматривают в изучении английского языка что-то приключенческое, проникновение в новый мир; привлекательной представляется им возможность перевоплощения «Я – говорящий на родном языке, Я – говорящий на английском языке» (Т.С. Григорян) [1]
Инновационные технологии ориентированы не столько на передачу знаний, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Обучение на основе этих технологий предполагает активность не только обучающего, но и обучаемого, предполагает проявление учащимися усилий, направленных на систематизацию, обобщение, абстрагирование, выделение причинных, целевых, следственных, логических и других связей между предметами, явлениями, действиями. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение технологий, с помощью которых можно получать, перерабатывать, и использовать новую информацию.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний. К инновационным технологиям применительно к обучению английского языка можно отнести технологию «критического» мышления, которая нацелена на формирование у школьников аналитического мышления. Уникальный набор приемов позволяет воссоздать на занятии ситуацию мышления. Материалом для таких ситуаций обычно служит различного вида текстовой и аудио материал. Это могут быть фрагменты учебников, отрывки текстов из научных статей, художественные произведения, аудио лекции, видеофильмы и т.д. Цель технологии – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, и отождествлялась.
Информационно-коммуникативными технологиями являются Интернет, обучение грамматики английского языка, используя интерактивную доску и Power Point presentation.
Одним из самых распространенных информационно-коммуникативных технологий является Интернет. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов.
На занятиях английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи обучающихся; пополнять словарный запас; формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Интернет дает возможность для личностно-ориентированного подхода к учащемуся Интернет-технология помогает личности самому общаться со сверстниками из других стран, развивая его способности мыслить, осознавать, и самому принимать решения.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
- электронную почту ( e-mail)
- телеконференции (usenet)
- видеоконференции
- возможность публикации собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере
- разговор в сети (chat).[2]
Грамматику английского языка следует рассматривать с точки зрения необходимости для общения, для построения высказываний, как средство « выражения и организации значения, как компонент связанного дискурса». Вслед за современными американскими методистами как Эдвард Вуд и Пенни Ур мы утверждаем, что грамматике обучать следует для осуществления коммуникации, но мнение других методистов состоит в том, что обучать нужно коммуникативной грамматике. Под коммуникативной грамматикой понимают использование грамматики в актах речевой деятельности. Овладение грамматическими средствами должно происходить в процессе их практического использования в реальной коммуникативной деятельности или учебной ситуации, имитирующей реальное речевое общение. (Гальскова Н.Д.)
При обучении грамматике английского языка с использованием интерактивной доски можно использовать для «формирования продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи; формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования; а тестовые программы помогут провести контроль уровня сформированности грамматических навыков».
Создание электронно-обучающих пособий, с помощью которых можно оптимально управлять самостоятельной работой учащихся, приобретает особую значимость, и является основой приобретения глубоких и прочных знаний. У учащиеся школы имеют значительные трудности в использовании грамматики английского языка, мы решили помощь им в этом. Учитывая, что грамматические речевые навыки и умения формируются в процессе трех основных этапов: введение, первичное закрепление; а также тренировка и развитие навыков и умений применения грамматики в письменной и устной речи, мы используем задания для названных этапов работы над грамматическим материалом. Объяснение грамматического правила можно проводить, демонстрируя примеры на мониторе; для формирования грамматических навыков употребления языкового явления выполняются электронные тренировочные упражнения.[3]
Например:
1.Найдите пример, где нет модального глагола.
I must go there now.
I have to go there now.
May I take this book?
No, you mustn’t.
She will help us, won’t she?
He can drive.
I can speak English.
2. Соберите предложение с опорой на русский перевод.
Я вижу кого-то в комнате.
Расположите слова в желтых полях.
The somebody
In I
See room
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
3. Упражнение на перевод слова.
« Ежегодно»
Deep
To deepen
Active
Yearly
Simple
( если ученик указывает на правильный вариант, компьютер пишет « правильно и ученик может продолжать выполнять следующее задание)
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе при обучении английскому языку имеют педагогический подход, обращая внимание на индивидуализацию личности для полноценной реализации его планов в овладении английским языком.
Одной из самых важных особенностей мультимедийных технологий является его интерактивность. Это означает, что учащийся является не пассивным слушателем, а активным участником урока. Компьютерная презентация вполне легко создается при помощи программы Power Point, один из компонентов программы Microsoft Office. При помощи Power Point возможно создать слайды содержащие даты ( числа, тексты, графику, анимацию, видео и звук)
Использование интерактивных Power Point презентаций в обучении английскому языку позволяет разнообразить работу привлекая внимание учащихся, что тем самым делает урок более динамичным. Презентация может быть использована на разных этапах урока.
Power Point presentation дает нам возможность использовать проект « Encyclopedia of the word». Основной ценностью данной технологии является ориентация учащихся не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного процесса. Основные задачи этого проекта:
-итоговый контроль
- привитие интереса к слову (исследование)
- формирование читательской культуры, развитие речи
- расширение жизненных познаний ученика
- формирование учебно-познавательной, коммуникативной, языковой, общекультурной компетенции.
План работы проекта:
- Word and its meaning
- History of the word
- Word and its synonyms
- Word and the similar words with the same root
- Word and its antonyms
- Word in parasitological expressions
- Word in proverbs, tongue-twister-challenges
- Word in wise expressions
- Word in artistic work
- Word in the art pictures
- Word in films
Используя Power Point presentations, учащиеся имеют возможность работать в парах, в группах и индивидуально. Они обсуждают задания, делают выводы и доказывают свой выбор. При помощи этой программы учащиеся развивают навыки чтения и слуха, практикуют грамматику наглядным способом, и развивают навыки правописания.[4]
Итак, информационные и коммуникационные технологии способствуют совершенствованию и модернизации процесса обучения английскому языку. Новые информационные технологии при обучении английскому языку можно использовать для формирования рецептивных навыков чтения и аудирования, формирование навыков письменной речи, контроля уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ, оказание справочно-информационной поддержки.
© 2022, Вуккерт Ирина Валерьевна 377