СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
Ребёнок, пришедший только в школу, сразу попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
· создание положительных эмоциональных ситуаций;
игровая деятельность;
· работа в парах;
· проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал, как лучше его продемонстрировать? Нам в помощь пришёл компьютер. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Основная цель использования ИКТ - стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность. Основной целью применения информационных технологий - повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Основная идея применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне ; привлекает большое количество дидактического материала;
· повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
· обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной темой современного школьного образования
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Структуру урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики. В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникационные технологии на любом этапе урока:
- на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа учеников в учебную деятельность;
- на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;
- на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;
- на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты;
- на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;
- на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;
- на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов;
- на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности ребят на уроке и моей оценки нашей совместной работы.
Очень важно, что учащиеся не просто пассивные поглотители информации, а целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых), тема которых может быть связана с учебными дисциплинами, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Кроме того, защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.
Очень хорошо если урок будет проходить с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди). Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.
Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Использование различных тестов приобретет особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к муниципальному тестированию, а затем и к сдаче ЕГЭ
Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:
1. метод анализа
2. метод сравнения
3. метод обобщения
4. метод классификации
5. формулировка понятий
6. внутренний план действий
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
1. мультимедийные курсы
2. презентации к урокам
3. логические игры
4. тестовые оболочки
5. ресурсы Интернет
6. электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Правила продуктивного применения ИКТ в начальном школьном обучении
Применение информационных ресурсов способствует развитию всех сторон личности учащегося. Однако, недопустимо свободное применение информационных средств. Компьютеры и иные средства для работы с информацией, а также средства связи могут оказывать отрицательное воздействие на детский организма (облучение от ПК, нарушение осанки из-за неверной позы и нагрузки спины при работе за ПК, нарушения зрения, проблемы опорно-двигательного аппарата, а также, привыкание к ПК и выработка зависимости от него и иных гаджетов). В этой связи, применение ИКТ на уроках в начальной школе должно реализовываться по следующим правилам:
.Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
· повышает качество знаний
· продвигает ребенка в общем развитии
· помогает преодолеть трудности
· вносит радость в жизнь ребенка
· позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
· создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников.
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
На уроках математики при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение, цепочки для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка
Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
3. Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
4. Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
· в составлении кроссворда, ребуса по теме,
· в изготовлении учебного пособия;
· в подготовке различных творческих сообщений;
· в изготовлении презентаций и др.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети "гуманитарии" выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Мы видим точно - использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
1. Владеть основами работы на компьютере.
2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
3. Владеть основами работы в Интернет
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Список литературы:
1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005.
2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -
3.Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
4. Интернет ресурсы: www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html 5. bestreferat.ru/archives/04/bestref-50404.zip 6. incd.info/getcont-693-1.html 7. rusedu.info/Article8.html 8. majliki.ru/smilies-131.html?start=450
9. Из опыта работы «Использование ИКТ-технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса» учитель начальных классов Третьякова Л.В.
10. Начальная школа. – 2009. - №2. – С.34-39. 4. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Захарова Н.И // 11. Начальная школа.-2008. - №1. C.21-25. 5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.[Текст ] / Селевко Г. К. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.-136c.
12. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. [Текст] / Суровцева И. В //Начальная школа плюс До и После.- 2007.- № 7. С.52-54.
© 2024, Дудык Ольга Анатольевна 133