СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии – требование настоящего, позволяющее создать общество, основанное на знаниях. Новейшие информационные технологии стремительно ворвались во все сферы нашей жизни, стали такой же реальностью, как телефонная связь или путешествия самолетом. Они упрощают общение и сотрудничество. Общество, которое заботится о своем будущем, должен осознать колоссальные возможности, привнесенные новыми информационными технологиями, и научиться грамотно применять их, в первую очередь, в образовании.

Можно много дискутировать по поводу эффективности и целесообразности использования информационных технологий на уроках, но не использовать их было бы безумием. Возможности современного урока и системы образования вообще значительно расширяются благодаря использованию мультимедийных, интерактивных технологий, Интернета. Сегодня перед педагогами стоит важная задача – воспитать и подготовить молодежь, способную активно включаться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информацией. Ни для кого не является новостью, что ребенок осваивает компьютер раньше, чем учится грамотно писать и критически читать. Согласно современной концепции обучения все больше внимания уделяется оптимизации и индивидуализации школьного образования.

В последние годы в торговой сети наряду с учебниками, пособиями и тетрадями появилось немало автоматизированных учебных курсов по иностранным языкам, которые являются мультимедийными продуктами. В обзоре рынка образовательных мультимедийных продуктов выделяют три основных жанра, претендующих на титул «мультимедийный учебник»: мультимедийные обучающие игры, мультимедийные энциклопедии, мультимедийные обучающие программы.

«Мультимедиа» в нашем понимании означает компьютерную технологию, использующую для представления информации не только текст, но и графику, цвет, звук, анимацию, видеоизображения в любых сочетаниях. Соответственно «мультимедийный учебник» – это учебник, при создании которого используется компьютерная технология мультимедиа, то есть технологии передачи цвета, звука, графики и т.д. в любой комбинации. У большинства людей слова "электронный" и "мультимедийный", применительно к учебнику или учебнику, являются синонимами. Часто используются словосочетания электронный учебник, мультимедийный курс, учебный дистанционный курс, информационная образовательная среда и проч.

Чем привлекает мультимедийные (электронные) учебники современных преподавателей и учеников?

Мультимедийный учебник дает возможность обеспечивать быструю обратную связь, быстро найти необходимую информацию; наряду с кратким текстом-показывать, рассказывать, моделировать и т.д. Также ученые отмечают требования к мультимедийному учебнику, а именно: информация по курсу должна быть хорошо структурирована; в мультимедийном учебнике необходимо использовать многооконный интерфейс, когда в каждом окне представлена связанная гиперссылками информация или выделены определенные информационные зоны на одном экране; текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации; видеосюжеты или анимации должны сопровождать тот материал, который трудно понять в обычном изложении.

Таким образом, мультимедийный учебник — это синтез учебной книги, видеоклипа, изобразительного искусства, актерского мастерства, режиссуры, педагогического и методического опыта, превращенных в конечный продукт — виртуальную обучающую среду, которое может быть использовано на уроке с помощью интерактивной доски. При работе с интерактивной доской можно использовать дополнительное программное обеспечение и другие мультимедийные ресурсы. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал увлекательными и динамичными способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. С ее появлением улучшается темп урока. Преподаватель имеет возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным, интерактивным и организованным. Дети выполняют задание, управляя компьютером непосредственно с доски, без помощи мыши и клавиатуры. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «перо», и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

Итак, подведем итоги использования ИКТ для изучения иностранного языка.

Эффективность:

• общекультурного развития учащихся;

• совершенствование навыков владения компьютером;

• совершенствование языкового уровня;

• индивидуализация обучения (дифференцированные задачи);

• самоутверждение учащихся;

• повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят «на одном дыхании»);

• экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы);

• эстетичность презентации учебных материалов;

• совершенствование процесса проверки работ учащихся;

• повышение авторитета учителя («идет в ногу со временем»).

Трудности интегрирования информационных технологий и преподавания

иностранного языка:

• необходимость адаптации, разработки учебных программ по предмету с применением ИКТ;

• недостаточное программное обеспечение;

•затрата времени на создание, подбор и адаптацию материалов при подготовке урока;

• оплата труда учителя информатики и его учебная нагрузка;

• согласование расписания интегрированных уроков и уроков с применением ИКТ;

• опасность перегрузки учащихся работой с компьютером при массовой информатизации школы;

Перспективы использования информационных технологий учителем

иностранного языка:

• переписка учителя и учащихся с носителями языка с помощью электронной почты;

• участие учителя и детей в совместных международных Интернет – проектах;

• создание сайтов и презентаций (Power Point Presentations): они могут создаваться совместно учителем и учащимися и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями;

• обмен учителя методическим опытом с коллегами других стран;

Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

". Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».

Использование ИКТ на уроках ИМ, безусловно, оправдано как с психологической, так и с методической точек зрения. Обучение при помощи современных компьютерных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке.

12.01.2020 01:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП