Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся, поэтому педагогическое мастерство учителя зависит от развития у детей познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному пополнению знаний, совершенствованию умения применять их в практической деятельности. Для того чтобы сделать оптимальный выбор формы организации деятельности для каждой возрастной группы, необходимо учитывать следующие факторы:
- новизна учебного материала
- демонстрация незавершенности теоретических знаний
- неожиданность некоторых химических фактов
- поиск связей между ранее изученным и новым материалом
- взаимосвязь теории и практики
- практическая значимость
- красота логических доказательств
- исследовательский и творческий характер учебного процесса
- элементы состязательности и азарта в обучении
- ситуация успеха и радости познания
Одна из наиболее интересной и эффективной технологией является интегральная образовательная технология, разработанная В.В. Гузеевым (минимальный уровень, общий уровень и продвинутый уровень). Использование интегральной технологии на уроках химии и при подготовке учащихся к олимпиаде позволяет учитывать индивидуальные особенности (тип мышления, обучаемость и обученность, а также учебную мотивацию), повышает их самостоятельность, способствует качественному усвоению учебного материала.
Сложность и содержание интегральных познавательных заданий определяется их дидактической целью и этапом, на котором они применяются.
Этапы:
- Актуализация знаний и умений
- Изучение нового материала
- Закрепление материала
Задания
|
Пример
|
Тесты дополнения.
|
Если массовая доля кислорода в оксиде двухвалентного металла равна 64%, то название этого элемента…
|
Тесты аналогии.
|
Если концентрация вещества В увеличить в 3 раза, то скорость реакции увеличивается в 3 раза, а если концентрацию вещества А увеличить в 3 раза, то скорость реакции… (приводится кинетическое уравнение)
|
Тесты выборки.
|
Смещение химического равновесия.
|
Тесты соответствия.
|
Найдите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции, например, отражающих химические свойства хлора.
|
Тесты равенства.
|
Установите, в какой строке (каких строках) вещество А идентично веществу Б.
|
- Обобщение и систематизации знаний и умений.
- На основании анализа выданных образцов веществ, житейского опыта и знаний, полученных на уроках физики, классифицируйте предложенные вещества: железо, медь, серу, алюминий, фосфор, графит, олово, уголь. Что вы приняли за основу классификации?
Химические задачи - познавательные задания, включающие в себя условие, функциональные зависимости и требование ответа.
Интегральные познавательные задания можно разделить на три типа.
- Задания, требующие в процессе решения использования системных знаний и интегративных умений.
- Во время бега человек массой 60 кг расходует в среднем 418,4 кДж/км. Вычислите массы перечисленных ниже продуктов, которые эквивалентны затратам энергии бегуна на дистанции 5 км: молока, сосисок, яблок, шоколада, чипсов. Калорийность продуктов указана на упаковочном материале.
- Известно, что при понижении температуры на 10 С в соответствии с правилом Вант Гоффа скорость химических процессов уменьшается в 2-4 раза. Падение же температуры тела человека всего на 2-3 С приводит к серьёзным, часто необратимым последствиям. Объясните этот факт.
- Задания, содержащие интегративную информацию.
- Какое время потребуется альпинисту, вкрутую сварить яйцо на высоте 6000 м, где давление равно 47,19 кПа, если принять температурный коэффициент реакции денатурации яичного белка равным 4, а время варки в домашних условиях – 5 мин?
- Составьте структурные формулы веществ: карвона- компонента жевательной резинки и масла мяты, который обусловливает запах тмина (5-изопренил – 2 метилциклогексен-2-он); дибунола- антиоксиданта (2,6 – дитрет-бутил-4метилфенол).
- Задания, в ходе решения которых школьники получают новые системные знания и овладевают интегративными умениями.
- При температуре 17 С сердце лягушки совершает 30 сокращений в минуту, а при 27 С – 60 сокращений. Какова частота сокращений сердца лягушки при 20, 25 и 30 С?
- Человек, находясь на сорокаградусной жаре, потерял с потом 0,5 л воды. На сколько градусов нагрелось бы его тело, если бы он был лишен возможности потеть?
Решение: приняв удельную теплоемкость тела равной теплоемкости воды и массу человека – 50 кг, учащиеся получат ответ: температура тела увеличивается на 5,4 С и составит около 42 С. Полученное значение вызывает у школьников удивление и желание выяснить причину. Таким образом формулируется учебная проблема: в чем заключаются аномальные свойства воды?
- В качестве противорвотного средства применяют 0,5%-ный водный раствор вещества, содержащего 23,76% углерода, 5,94% водорода, 70,30% хлора и имеющего плотность паров по воздуху, равную 1,74. Определите молекулярную формулу этого вещества, составьте структурную формулу и дайте название.
- Ученик, желая получить водород, растворил 0,65 г цинка в растворе азотной кислоты. Выделившийся газ школьник собрал и провел пробу на чистоту водорода. Ожидаемого эффекта не последовало. Ученик решил, что использованная кислота слишком разбавлена. Прав ли он?
Решение: после всестороннего анализа приведенного факта предлагаем учащимся выяснить причину неудачи эксперимента. Возникает учебная проблема: как азотная кислота взаимодействует с металлами?
Весьма эффективные интегральные познавательные задания, в которых сочетаются все три типа.
- Небольшое количество инертного газа аргона вводят в колбу лампы накаливания для предотвращения испарения вольфрама с нити. Определите объём аргона (н.у.), необходимого для заполнения колбы объёмом 0,2 л при давлении 173 Па. Что вы можете сказать об эффективности использования таких ламп?
- За год цех выработал 13,76 т яблочной эссенции, на что израсходовали 10,2 т изовалериановой кислоты и 8,8 т изоамилового спирта. Определите выход эссенции. Составьте структурные формулы всех веществ и назовите их по правилам. Укажите условия протекания процесса.
- Определите объём кислорода (н.у.), выделяющегося в атмосферу ежегодно, если известно, что в процессе фотосинтеза растения планеты ассимилируют углекислый газ массой 200млрд. тонн.
- На 1 га площади под картофель рекомендуется вносить 2 ц простого суперфосфата. В магазине фермер узнал, что стоимость простого суперфосфата - 48 рублей за упаковку массой 1 кг, а фосфоритной муки - 54 рубля за упаковку массой 3 кг. Сделав несложные расчеты, фермер закупил фосфоритную муку. Как вы думаете, почему фермер купил другое удобрение, вместо рекомендуемого. Ответ подтвердите расчетами.
Химические задачи – самое популярное средство для создания различных стимуляционно - мотивирующих ситуаций.
Методы: объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный.
Формы: решение учебной проблемы, оценка учебных достижений, рефлексия собственной деятельности.
Памятка школьникам для выполнения интегральных познавательных заданий.
- Внимательно ознакомьтесь с текстом задания, прочитав его несколько раз.
- Попробуйте сформировать текст заданиями своими словами.
- Запишите условия и требования в удобной для вас форме.
- Четко сформулируйте цель задачи.
- Задайте себе как можно больше вопросов «почему?», «зачем?»
- Проведите аналогии.
- Попробуйте составить план действий по решению данной проблемы.
- Выдвигайте как можно больше идей и гипотез по решению проблемы.
- Составьте необходимые для решения уравнения реакции.
- Произведите все необходимые математические действия.
- Сравните полученные результаты.
- Проверьте полученное решение, составив и решив обратную задачу.
- Подумайте, какие ещё сведения можно получить из данного решения.
Интегральные познавательные задания являются центральным звеном в организации химического эксперимента и подготовке учащихся к химической олимпиаде.