СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование интегральных познавательных заданий при подготовке учащихся к химической олимпиаде»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся, поэтому педагогическое мастерство учителя зависит от развития у детей познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному пополнению знаний, совершенствованию умения применять их в практической деятельности. Для того чтобы сделать оптимальный выбор формы организации деятельности для каждой возрастной группы, необходимо учитывать следующие факторы:

  • новизна учебного материала
  • демонстрация незавершенности теоретических знаний
  • неожиданность некоторых химических фактов
  • поиск связей между ранее изученным и новым материалом
  • взаимосвязь теории и практики
  • практическая значимость
  • красота логических доказательств
  • исследовательский и творческий характер учебного процесса
  • элементы состязательности и азарта в обучении
  • ситуация успеха и радости познания

Одна из наиболее интересной и эффективной технологией является интегральная образовательная технология, разработанная В.В. Гузеевым (минимальный уровень, общий уровень и продвинутый уровень). Использование интегральной технологии на уроках химии и при подготовке учащихся к олимпиаде позволяет учитывать индивидуальные особенности (тип мышления, обучаемость и обученность, а также учебную мотивацию), повышает их самостоятельность, способствует качественному усвоению учебного материала.

Сложность и содержание интегральных познавательных заданий определяется их дидактической целью и этапом, на котором они применяются.

Этапы:

  1. Актуализация знаний и умений
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление материала

Задания

Пример

Тесты дополнения.

Если массовая доля кислорода в оксиде двухвалентного металла равна 64%, то название этого элемента…

Тесты аналогии.

Если концентрация вещества В увеличить в 3 раза, то скорость реакции увеличивается в 3 раза, а если концентрацию вещества А увеличить в 3 раза, то скорость реакции… (приводится кинетическое уравнение)

Тесты выборки.

Смещение химического равновесия.

Тесты соответствия.

Найдите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции, например, отражающих химические свойства хлора.

Тесты равенства.

Установите, в какой строке (каких строках) вещество А идентично веществу Б.

  1. Обобщение и систематизации знаний и умений.
  • На основании анализа выданных образцов веществ, житейского опыта и знаний, полученных на уроках физики, классифицируйте предложенные вещества: железо, медь, серу, алюминий, фосфор, графит, олово, уголь. Что вы приняли за основу классификации?

Химические задачи - познавательные задания, включающие в себя условие, функциональные зависимости и требование ответа.

Интегральные познавательные задания можно разделить на три типа.

  1. Задания, требующие в процессе решения использования системных знаний и интегративных умений.
  • Во время бега человек массой 60 кг расходует в среднем 418,4 кДж/км. Вычислите массы перечисленных ниже продуктов, которые эквивалентны затратам энергии бегуна на дистанции 5 км: молока, сосисок, яблок, шоколада, чипсов. Калорийность продуктов указана на упаковочном материале.
  • Известно, что при понижении температуры на 10 С в соответствии с правилом Вант Гоффа скорость химических процессов уменьшается в 2-4 раза. Падение же температуры тела человека всего на 2-3 С приводит к серьёзным, часто необратимым последствиям. Объясните этот факт.
  1. Задания, содержащие интегративную информацию.
  • Какое время потребуется альпинисту, вкрутую сварить яйцо на высоте 6000 м, где давление равно 47,19 кПа, если принять температурный коэффициент реакции денатурации яичного белка равным 4, а время варки в домашних условиях – 5 мин?
  • Составьте структурные формулы веществ: карвона- компонента жевательной резинки и масла мяты, который обусловливает запах тмина (5-изопренил – 2 метилциклогексен-2-он); дибунола- антиоксиданта (2,6 – дитрет-бутил-4метилфенол).
  1. Задания, в ходе решения которых школьники получают новые системные знания и овладевают интегративными умениями.
  • При температуре 17 С сердце лягушки совершает 30 сокращений в минуту, а при 27 С – 60 сокращений. Какова частота сокращений сердца лягушки при 20, 25 и 30 С?
  • Человек, находясь на сорокаградусной жаре, потерял с потом 0,5 л воды. На сколько градусов нагрелось бы его тело, если бы он был лишен возможности потеть?

Решение: приняв удельную теплоемкость тела равной теплоемкости воды и массу человека – 50 кг, учащиеся получат ответ: температура тела увеличивается на 5,4 С и составит около 42 С. Полученное значение вызывает у школьников удивление и желание выяснить причину. Таким образом формулируется учебная проблема: в чем заключаются аномальные свойства воды?

  • В качестве противорвотного средства применяют 0,5%-ный водный раствор вещества, содержащего 23,76% углерода, 5,94% водорода, 70,30% хлора и имеющего плотность паров по воздуху, равную 1,74. Определите молекулярную формулу этого вещества, составьте структурную формулу и дайте название.
  • Ученик, желая получить водород, растворил 0,65 г цинка в растворе азотной кислоты. Выделившийся газ школьник собрал и провел пробу на чистоту водорода. Ожидаемого эффекта не последовало. Ученик решил, что использованная кислота слишком разбавлена. Прав ли он?

Решение: после всестороннего анализа приведенного факта предлагаем учащимся выяснить причину неудачи эксперимента. Возникает учебная проблема: как азотная кислота взаимодействует с металлами?

Весьма эффективные интегральные познавательные задания, в которых сочетаются все три типа.

  • Небольшое количество инертного газа аргона вводят в колбу лампы накаливания для предотвращения испарения вольфрама с нити. Определите объём аргона (н.у.), необходимого для заполнения колбы объёмом 0,2 л при давлении 173 Па. Что вы можете сказать об эффективности использования таких ламп?
  • За год цех выработал 13,76 т яблочной эссенции, на что израсходовали 10,2 т изовалериановой кислоты и 8,8 т изоамилового спирта. Определите выход эссенции. Составьте структурные формулы всех веществ и назовите их по правилам. Укажите условия протекания процесса.
  • Определите объём кислорода (н.у.), выделяющегося в атмосферу ежегодно, если известно, что в процессе фотосинтеза растения планеты ассимилируют углекислый газ массой 200млрд. тонн.
  • На 1 га площади под картофель рекомендуется вносить 2 ц простого суперфосфата. В магазине фермер узнал, что стоимость простого суперфосфата - 48 рублей за упаковку массой 1 кг, а фосфоритной муки - 54 рубля за упаковку массой 3 кг. Сделав несложные расчеты, фермер закупил фосфоритную муку. Как вы думаете, почему фермер купил другое удобрение, вместо рекомендуемого. Ответ подтвердите расчетами.

Химические задачи – самое популярное средство для создания различных стимуляционно - мотивирующих ситуаций.

Методы: объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный.

Формы: решение учебной проблемы, оценка учебных достижений, рефлексия собственной деятельности.

Памятка школьникам для выполнения интегральных познавательных заданий.

  • Внимательно ознакомьтесь с текстом задания, прочитав его несколько раз.
  • Попробуйте сформировать текст заданиями своими словами.
  • Запишите условия и требования в удобной для вас форме.
  • Четко сформулируйте цель задачи.
  • Задайте себе как можно больше вопросов «почему?», «зачем?»
  • Проведите аналогии.
  • Попробуйте составить план действий по решению данной проблемы.
  • Выдвигайте как можно больше идей и гипотез по решению проблемы.
  • Составьте необходимые для решения уравнения реакции.
  • Произведите все необходимые математические действия.
  • Сравните полученные результаты.
  • Проверьте полученное решение, составив и решив обратную задачу.
  • Подумайте, какие ещё сведения можно получить из данного решения.

Интегральные познавательные задания являются центральным звеном в организации химического эксперимента и подготовке учащихся к химической олимпиаде.

Категория: Химия
20.09.2019 16:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП