СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс - технологии по формированию профессиональных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями в работе учителя – дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим

В.А. Сухомлинский

В 2019 году ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр» объединил два учреждения: профессиональный техникум и коррекционную школу- интернат. В структурном подразделении коррекционной школы – интерната обучаются дети с интеллектуальными нарушениями 1 – 9 классов. После окончания 9 класса большинство учащихся переходят в следующее структурное подразделение – отделение профессионального обучения.

Уже не первый год обучающиеся и студенты центра активно принимают участие в конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. При подготовке конкурсантов педагоги столкнулись вновь с проблемой, что большинство учащихся могут выполнить работу руками, но прочитать инструкцию, понять этапы выполнения работы затрудняются. Так, ученица 7 класса, может выполнить раскрой ткани и пошива изделия, а читает побуквенно, неосознанно и ошибочно. Девочка не уверена в своих действиях, говорит тихо и робко. Это послужило отказом участия ребенка в конкурсе.

Умственно отсталый ребенок чаще всего терпит неудачи, вступая в различные социальные контакты, поскольку разговорно-бытовая речь развита слабо, страдает произносительная сторона речи. Фонетические недостатки затрудняют овладение письмом и чтением, что ведёт к трудностям в обучении.

Работая в тесной связи с учителями профильного труда, мастерами производственного обучения, наблюдая за учащимися, общаясь с родителями, приходим к выводу, что основные проблемы адаптации дальнейшего обучения детей с интеллектуальными нарушениями после школы связаны с недостаточным формированием профессиональных компетенций учащихся.

Для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию профессиональных компетенций ребенка.

У обучающихся с интеллектуальными нарушениями процесс формирования личности в целом осложняется прежде всего тем, что они не умеют использовать накопленный жизненный опыт.

Главное для детей с умственной отсталостью - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, культурно общаться со сверстниками, взрослыми, уметь адекватно реагировать на жизненные проблемы.

Школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, а обучающиеся не умеют применить их при выборе профессии и в дальнейшей социальной адаптации в обществе.

Поэтому педагогам необходимо выбирать целесообразные, эффективные методы и приемы обучения, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.

Коррекционно-развивающее направление в работе учителя-дефектолога предусматривает проведение занятий по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся, формирует важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе, развивает мыслительные операции, восприятие, внимание, память, обучает приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности, расширяет словарный запас, развивает речь.

Предлагаемый мною к использованию в работе метод кейс – технологии во многом способствует формированию профессиональных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Кейс – технология в переводе с латинского означает – запутанный случай, а в переводе с английского – чемоданчик. Это метод анализа практической жизненной ситуации, который позволяет ученику в игровой форме усвоить определенную информацию, проанализировать её и подойти к практической деятельности через актуализацию полученных знаний и умозаключений. Во время анализа проблемной ситуации у обучающихся развивается речемыслительная деятельность, межличностные отношения, преодолеваются коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха.

Применяя кейс - технологию на занятиях удалось смоделировать различные проблемно - игровые ситуации в рамках направлений профильного труда. Любой из кейсов педагог может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Это может быть часть занятия или элемент другой деятельности.

Характерной особенностью обучения на уроках профильного труда является то, что большинство учебных задач требует для их решения использования наглядности в виде образцов изделий, рисунков и иллюстраций, технологических карт, инструкций по технике безопасности, инструкций по работе с оборудованием.

На своих занятиях коррекционно – развивающего обучения я стала активно применять кейс – технологии с учащимися 5 - 9 классов с учетом индивидуального развития каждого ребенка, его особенностей, в соответствии с модулем профильного труда и с последующим усложнением проблемных ситуаций.

Кейс «Мой день рождения» для учащихся 5 – 6 классов, по профилю «Швейное дело»

Цель: развитие познавательной целенаправленной деятельности, развитие наглядно-действенного мышления, памяти через включение заданий на сравнение, обобщение, зрительного внимания, наблюдательности, умения использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Ситуация:

У тебя скоро день рождение. Ты хотела быть на дне рождении в новом платье. К тебе приглашены твои подруги и семья: мама, папа, бабушка и дедушка.

Задания:

Вам нужно ответить на вопросы:

  • Какое платье больше подойдет праздничное или повседневное?
  • Что ты можешь сделать для того, чтобы быть в нарядном платье на дне рождении?
  • Сможешь ли ты сама сшить себе платье?

Учитывая ситуацию, подумайте наиболее оптимальный вариант для себя?

Дополнительная информация:

У тебя дома есть отрез ткани на платье подаренный бабушкой в прошлом году на день рождение.

*к кейсу прилагаются иллюстрации платьев, наборы тканей, пазлы моделирования изделия.

Для активизации умственной деятельности учащихся можно задать им такой вопрос: что общего у праздничного и повседневного платья и чем они отличаются? Причем, во время ответов необходимо ориентировать их не на простые перечисления отличительных особенностей, внешних элементов платья, а на выделение их конструктивных черт, определение стиля, композиции.

Кейс «Я сама умею шить» для учащихся 8 – 9 классов, по профилю «Швейное дело»

Цель: развитие познавательной целенаправленной деятельности, развитие наглядно-действенного мышления, через включение заданий на сравнение, синтез, анализ; зрительной памяти, умения использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Ситуация:

У тебя есть огромное желание сшить себе платье. Подаренный бабушкой отрез ткани, как раз подходит по фактуре и цвету к платью, которое ты задумала.

Задания:

Вам нужно ответить на вопросы:

  • Какие элементы (воротник, манжеты, рукав, пояс, пуговицы и т.п.) следует использовать?
  • С какой стороны снимают мерки?
  • Как разместить выкройку?

Учитывая ситуацию, подумайте с чего необходимо начать свои действия?

Дополнительная информация:

Ткань хлопчатобумажная с ярким рисунком цветов. Ширина ткани 150 см, длина 3 м.

*к кейсу прилагаются иллюстрации одежды, таблицы, схемы пошива изделия.

Кейс «Моя комната» для учащихся 7 – 8 классов, по профилю «Штукатурно - малярное дело»

Цель занятия: развитие мыслительных процессов, закрепление вычислительных навыков, знаний свойств материалов по трудовому профилю «Штукатур-маляр».

Ситуация:

Родители разрешили тебе выполнить косметический ремонт в своей комнате. Метраж: длина 5 метров, ширина 4 метра, высота стены 2,8 метра, окно размером 1,5 х 1,8 м, дверь – 1,30 х 2,0 метра. Сторона - южная.

Задания:

Вам нужно ответить на вопросы:

  • Кто может делать в комнате ремонт?
  • Как подобрать нужные материалы?
  • Как узнать количество необходимых материалов?
  • Сколько все это будет стоить?

Дополнительная информация:

Для потолка применяются: обои под покраску, побелка, окраска потолка, плитка потолочная, подвесной потолок, натяжной потолок. Для отделки стен - обои, плитка керамическая, окраска, стеновые панели. Для пола - линолеум, керамическая плитка, паркет, ламинат (приложение средние цены на материалы, таблица расходов материалов).

Кейс «Подарок моему дедушке» для учащихся 8 – 9 классов, по профилю «Столярное дело»

Цель занятия: развитие мыслительных процессов, закрепление вычислительных навыков, знаний свойств материалов по трудовому профилю «Столярное дело».

Ситуация:

Твой дедушка жалуется на то, что ему не хватает полки для инструментов в гараже.

Задания:

Вам нужно ответить на вопросы:

  • Кто может сделать полку?
  • Какие виды полок ты предложишь?
  • Как подобрать нужные материалы?
  • Как узнать количество необходимых материалов?

Дополнительная информация: у деда в гараже лежит лист ДСП 99/27, фанера, древесина.

*к кейсу прилагаются варианты полок, выполняется эскиз, перечень инструментов: верстак, линейка, карандаш, угольник, ножовка, рубанок, наждачная шкурка, напильник, рулетка, дрель.

Кейс «Варенье для мамы» для учащихся 7 – 8 классов, по профилю «Поварское дело»

Цель занятия: развитие мыслительных процессов, закрепление вычислительных навыков, знаний правил консервирования по трудовому профилю «Поварское дело».

Ситуация:

Мама попросила тебя собрать ягоды малины в вашем огороде. Ягод у тебя получилось 5 литров.

Задания:

Вам нужно ответить на вопросы:

  • Как помочь маме сохранить ягоды на зиму?
  • Какие виды заготовок из ягод ты предложишь?
  • Как сохранить естественный цвет ягод?

Дополнительная информация: рецепт варенья, выполнение расчета ингредиентов.

*к кейсу прилагаются правила хранения, инвентарь, тара, инструкция по ТБ.

Подобных «чемоданчиков» по всем модулям профильного труда можно подготовить неограниченное количество, с учетом программного материала, индивидуальных возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

Применяя на коррекционных занятиях учителя – дефектолога кейс – технологии, разбирая жизненные ситуации, у обучающихся с умственной отсталостью расширяется кругозор в мире профессий, отрабатываются навыки в усвоении терминов по изучаемым модулям профильного труда, умение пользоваться инструкциями, правильно их читать и выполнять последовательно этапы работы. Все это способствует успешному овладению учебным материалом на уроках профильного труда и является эффективной помощью учителю в обучении учащихся, а в дальнейшем дает положительный результат в освоении профессией в среднем профессиональном образовании и успешном участии в профессиональных конкурсах.

12.11.2023 13:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!