СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зачем ребенку мяч? Многие родители незаслуженно пренебрегают простыми незамысловатыми игрушками, отдавая предпочтение игрушкам усложненным, отвечающим всем современным тенденциям в развитии детей. На самом деле, зачастую, чем проще игрушка, тем она лучше! Тем больше возможностей для развития она предоставляет. В сложных же игрушках заложено ограниченное количество вариантов игр с ними. А простые открывают перед нами и нашими детьми бескрайний простор. Именно тем и хороши мячики!
Трудно отыскать более веселую и радостную детскую игрушку, чем мячик. Мячиков много не бывает! Это самая древняя и любимая игрушка разных народов мира. Его обожают и девочки, и мальчики, и даже взрослые. Не многие игрушки можно отнести к возрастной категории «от 0 до 99+». А еще с ним можно придумать просто безграничное количество игр. Мяч по праву можно отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Это одна из первых подвижных игрушек, которую легко и просто освоить малышу.
Первое знакомство крохи с мячом способствует сенсорному развитию. Сначала малыш рассматривает яркий мячик. Потом начинает толкать ручками и ножками мяч, подвешенный перед ним, и прислушивается к звуку спрятанного в нем бубенчика. А когда ребенок уже может взять игрушку в руки, начинается развитие тактильных ощущений и массаж пальчиков (если поверхность мяча фактурная). А затем уже наступает и пора активных игр. Конечно, во время игры с мячом малыш будет постоянно его бросать и догонять, приседать и наклоняться за ним. Согласитесь, отличная комплексная гимнастика для вашего чада, которая задействует практически все мышцы организма. При этом и общая активность ребенка повышается. Игры с мячом требуют точности и аккуратности. Как результат, улучшается координация движений, развивается глазомер, ребенок обучается ловкости и меткости. И чем чаще малыш будет практиковаться в играх с мячом, тем больше будут его успехи. Однако возможности этой игрушки отнюдь не исчерпываются физическим развитием. Да, совершенствуется крупная и мелкая моторика (движения кистей рук и пальчиков). Но, как известно, развитие моторики благотворно влияет и на развитие речи и общем интеллектуальном развитии детей. Игры с мячом учат мыслить, развивают внимание, наблюдательность, память, способствуют пополнению словарного запаса. Благодаря своей простоте мяч позволяет ребенку в полной мере проявить свою фантазию и воображение. Отсюда и появляются бесконечные разнообразные вариации игр с мячом.
Игры в мяч способствуют установлению контакта с другими участниками игры, помогают научиться общаться. Ведь играть в мяч в одиночку совсем неинтересно! Тут нужна компания! А, значит, нужно учиться знакомиться, общаться с другими детьми и взрослыми. Кроме того, игры с мячом могут служить «фоном» для обучения ребенка в веселой и увлекательной форме. Даже если просто кидать или катать мяч друг другу, можно попутно повторять цвета, вспоминать счет и понятия «большой», «маленький», «средний» и т.п. А вы знали обо всех этих возможностях самых обычных мячиков?
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
• « С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
•«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития мелкой моторики
• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.
© 2020, Пимашкина Ольга Александровна 403