СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в формировании компьютерной и информационной грамотности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение цифровых ресурсов в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к детям младшего школьного возраста, важнейшим из которых является сформированность компьютерной и информационной грамотности.

Что же такое «компьютерная грамотность»? На сегодняшний день компьютерная грамотность является далеко не новым понятием. Использование данного термина встречается во многих исследовательских и научных работах даже до начала 2000-х годов. Стоит отметить, что часто данный термин идёт в связке с такими понятиями, как «информационная грамотность», многие другие, связанные с программированием и IT.

В научной литературе термин «компьютерная грамотность» чаще всего понимается как владение навыками работы с компьютером: использование компьютера, мыши, работа с текстом. Под информационной грамотностью, как правило, понимают работу непосредственно с информацией: поиск, понимание, оценка, взаимодействие.

Необходимость формирования компьютерной и информационной грамотности учащихся начальной школы обусловлена, прежде всего, тем, что современное общество предъявляет новые требования к человеку, существующему в информационной среде. Речь идёт о знаниях, умениях и навыках взаимодействия с компьютерной техникой, формирование которых необходимо начинать в младшем школьном возрасте с целью дальнейшей социализации ребёнка.

Я хочу Вам рассказать о формировании компьютерной и информационной грамотности с помощью цифровых образовательных ресурсов ЦОРов. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Практика показывает, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью компьютерной и информационной грамотности.

Цели использования ЦОР:

  • формирование компьютерной грамотности
  • формирование информационной грамотности
  • повысить мотивацию обучения;
  • повысить эффективность процесса обучения;
  • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
  • совершенствовать методики проведения уроков;
  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
  • планировать и систематизировать свою работу;
  • использовать, как средство самообразования;
  • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

ЦОР я могу применять на любом этапе урока для формировании компьютерной и информационной грамотности.

  • Для обозначения темы урока.
  • В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  • Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  • Для контроля учащихся.

Использование ЦОР позволяет мне проводить уроки на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке.

Внедрение ЦОР я осуществляю по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с Интернет ресурсами; 3. Использование дидактических игр;

4. Применение российских образовательных платформ для учителей и учеников.

Остановлюсь подробнее на последнем пункте.

Я активно пользуюсь сервисом ЯндексУчебник:

  1. Яндекс.Учебник — российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.
  2. Еще мне очень нравится бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестов онлайн по различным предметам и широко представленным учебным темам Онлайн Тест Пад https://onlinetestpad.com/ru/tests. Там представлены и образовательные и развлекательные тесты, опросы, кроссворды. Удобно задавать в виде домашнего задания. Удобно тем, что что сразу выдается результат и оценка. А если ученик зарегистрирован на этой платформе, то на электронную почту высылают сертификат об участии и результате, который может стать дополнением в портфолио ученика.
  1. Для самостоятельного обучения мои ученики зарегистрированы и проходят задания на платформе Учи.ру. с 1 класса. Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Здесь есть и уроки, и задания и олимпиады. Фиксируются и личные достижения и рейтинг учеников в классе, школе, а также и учителей. Задания могу выдавать и я сама как учитель по любым из трех предметов: математика, русский и окружающий мир. Широко представлен выбор предметных тематических карточек.

Для подготовки к урокам использую такие цифровые платформы как сайт Fusion Brain — это бесплатная платформа с искусственным интеллектом, которая позволяет пользователям создавать, редактировать и стилизовать изображения. Здесь можно по своему запросу создать картинку, анимированное изображение, либо небольшой видеоролик. Эта платформа подойдет для уроков по окружающему миру, литературному чтению, либо на внеурочное занятие.

  1. Следующий сайт для подготовки к занятиям ЛЕГКОУРОКИ.РУ Предложенные на сайте задания полностью соответствуют школьной программе. При работе с ресурсом дети смогут закрепить полученные в школе знания, наверстать пропущенные темы при пропуске занятий и подготовиться к самостоятельным работам. Учитель может регулировать процесс обучения, выбрав необходимые тематические упражнения. Интерактивные уроки составлены таким образом, чтобы ученик мог работать с цифрами, словами, предложениями и другими объектами в реальном времени. Такой метод обучения гораздо эффективнее, так как ребенок самостоятельно взаимодействует с предметами на экране. Красочные диаграммы, схемы и другие графические элементы помогают в визуализации информации, что улучшает усвоение материала. Организованные в классе уроки с использованием заданий сайта сделают процесс обучения более интересным и познавательным для детей.
  1. Следующий электронный ресурс которым я часто пользуюсь квестодел kvestodel.ru позволяет зашифровать любое слово большим количеством разнообразных способов: Квест, ребус, кроссворд. Генерируются и обычные вопросы. Приложение kvestodel.ru является конструктором головоломок и квестов с помощью этого конструктора можно легко и абсолютно бесплатно создавать квест для любых возрастных групп.

И в заключении хочу, чтобы Вы попробовали поработать на одной из платформ. Перейти по куар коду и пройти небольшой тест по компьютерной грамотности, это займет 2 минуты вашего времени. В конце теста будет результат.

Вывод: Я уверена, что использование цифровых образовательных ресурсов помогает в формировании компьютерной и информационной грамотности. С применением ЦОР на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску.

Я считаю, что информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего

07.11.2024 12:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП