СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании обществоведческих дисциплин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании обществоведческих дисциплин

Успешная личность – это прежде всего здоровый человек.

Здоровье человека - тема достаточно актуальная во все времена, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет 3-и составляющие:

1. Физическое здоровье ( здоровье тела, его резерв);

2. Психоэмоциональное здоровье ( состояние внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых качеств);

3. Нравственное здоровье( система ценностей и мотивов поведения человека).

Для формирования, сохранения, укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегательных технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важные характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье детей. Чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее обучение, тем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.

Главными задачами современной школы являются:

  1. Организация такого образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенка;
  2. Воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
  3. Использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.

Знания по сохранению и развитию здоровья детей являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те, которые обеспечат в данных условиях успех конкретного обучающегося.

Цель здоровьесберегающей педагогики- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни. Конечно, здоровьесберегающие технологии не могут выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели. 10 великих секретов здоровьесберегающей технологии вырублены маленькими буквами на большом камне в горах Тибета, где обнаружили их путешественники, странствуя в поисках смысла жизни. Эта надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым гармонию с природой и доисторическое происхождение.

Вот эти секреты:

  1. Секрет доброты
  2. Секрет успешности
  3. Секрет эффективности усилий
  4. Секрет результативности
  5. Секрет соответствия создаваемого задуманному
  6. Секрет технологичности
  7. Секрет надежности получаемых результатов
  8. Секрет перспективности преобразований
  9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе
  10. Секрет истинности.

Я стараюсь проводить свои уроки истории и обществознания с учетом следующих показателей:

На уроках обществознания я создаю условия, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Используя в своей педагогической деятельности различные образовательные технологии ( технологию личностно- ориентированного обучения, технологию развивающего обучения, технологию диалогового обучения, компьютерные технологии, игровые технологии, педагогику сотрудничества), я стараюсь учитывать здоровьесберегающую составляющую каждой из них. Все они обладают значительным ресурсом для сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе обучения, т. к. позволяют проводить уроки с учетом физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей обучающихся. Нет какой- то единой уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса и относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации конкретной педагогической технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Чтобы избежать монотонности на уроках и дать возможность обучающимся творчески проявит себя, использую игровые технологии в старших классах. Например: ролевая игра « Бюджет семьи»( тема « Семья и быт» 10 класс), игра « Политические партии»- создать свою политическую партию и определить ее цели на ближайшие 10 лет. Обсуждение- в какую партию вступили бы вы? Почему? (11класс) игра « избирательная компания»( тема «Демократические выборы» 10 класс); ролевая игра «Политические дебаты»( 11класс, тема « Политические идеологии»). Участники игры ( класс делится на 5 групп)-это члены парламента одной страны, избранные от своих партии и разделяющие соответствующие идейные позиции( либералы, консерваторы, националисты, социал-демократы, зеленые). Предлагаются вопросы и представители каждого идейного течения заявляют свою позицию и готовы вступить в полемику с идейным противником.

Успешно использую метод проектов, который позволяет найти баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями. Каковы же здоровьесберегающие возможности этого метода?

  1. Способствует активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
  2. Положительное эмоциональное восприятие учебного процесса, развитие интереса к новым победам;
  3. Поиск интересных фактов и явлений, которые могут быть осмыслены и систематизированы обучающимися по-новому;
  4. Низкий коэффициент утомления- работа над проектом требует применения и чередования многообразных видов и форм учебно-познавательной деятельности;
  5. Комфортные условия для участников проекта и режим работы, т. к. они устанавливаются индивидуально;
  6. Партнерские отношения.

В настоящее время к здоровьесберегающим технологиям относятся те, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности школьников, обучении на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, положительной мотивации к учебе, на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.

24.11.2021 13:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП