СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании обществоведческих дисциплин
Успешная личность – это прежде всего здоровый человек.
Здоровье человека - тема достаточно актуальная во все времена, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет 3-и составляющие:
1. Физическое здоровье ( здоровье тела, его резерв);
2. Психоэмоциональное здоровье ( состояние внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых качеств);
3. Нравственное здоровье( система ценностей и мотивов поведения человека).
Для формирования, сохранения, укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегательных технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важные характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье детей. Чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее обучение, тем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.
Главными задачами современной школы являются:
Знания по сохранению и развитию здоровья детей являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те, которые обеспечат в данных условиях успех конкретного обучающегося.
Цель здоровьесберегающей педагогики- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни. Конечно, здоровьесберегающие технологии не могут выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели. 10 великих секретов здоровьесберегающей технологии вырублены маленькими буквами на большом камне в горах Тибета, где обнаружили их путешественники, странствуя в поисках смысла жизни. Эта надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым гармонию с природой и доисторическое происхождение.
Вот эти секреты:
Я стараюсь проводить свои уроки истории и обществознания с учетом следующих показателей:
На уроках обществознания я создаю условия, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Используя в своей педагогической деятельности различные образовательные технологии ( технологию личностно- ориентированного обучения, технологию развивающего обучения, технологию диалогового обучения, компьютерные технологии, игровые технологии, педагогику сотрудничества), я стараюсь учитывать здоровьесберегающую составляющую каждой из них. Все они обладают значительным ресурсом для сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе обучения, т. к. позволяют проводить уроки с учетом физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей обучающихся. Нет какой- то единой уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса и относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации конкретной педагогической технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся.
Чтобы избежать монотонности на уроках и дать возможность обучающимся творчески проявит себя, использую игровые технологии в старших классах. Например: ролевая игра « Бюджет семьи»( тема « Семья и быт» 10 класс), игра « Политические партии»- создать свою политическую партию и определить ее цели на ближайшие 10 лет. Обсуждение- в какую партию вступили бы вы? Почему? (11класс) игра « избирательная компания»( тема «Демократические выборы» 10 класс); ролевая игра «Политические дебаты»( 11класс, тема « Политические идеологии»). Участники игры ( класс делится на 5 групп)-это члены парламента одной страны, избранные от своих партии и разделяющие соответствующие идейные позиции( либералы, консерваторы, националисты, социал-демократы, зеленые). Предлагаются вопросы и представители каждого идейного течения заявляют свою позицию и готовы вступить в полемику с идейным противником.
Успешно использую метод проектов, который позволяет найти баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями. Каковы же здоровьесберегающие возможности этого метода?
В настоящее время к здоровьесберегающим технологиям относятся те, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности школьников, обучении на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, положительной мотивации к учебе, на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.
© 2021, Бондаренко Валентина Петровна 129