СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность студентов как путь к творчеству

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Сегодня одной из ведущих целей профессионального образования является комплексная подготовка специалиста, способного к карьерному росту и саморазвитию, умеющего грамотно работать с любым информационным контентом, предлагать оптимальные способы решения профессиональных проблем, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области. Поэтому современному выпускнику недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками, а одним из актуальных направлений развития образовательного процесса на современном этапе является формирование готовности студентов к новой научно-исследовательской, проектной деятельности.

Педагог стремится к привлечению своих обучающихся к исследовательской или проектной работе для того, чтобы научить студентов определять цели познавательной деятельности, правильно и быстро выбирать источники информации, оценивать собственные результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность, а также помочь ориентироваться в основных проблемах современности, профессии, мире духовных ценностей. Исследовательская деятельность также призвана научить ребят решать проблемы профессионального характера, а также проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

Грамотно организованная исследовательская деятельность в образовательном учреждении СПО позволит также решить проблему формирования необходимых компетенций у студентов в контексте требований образовательных стандартов. Основное предназначение проектной деятельности состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проекты ориентированы на стимуляцию интереса студентов к определенным проблемам (учебным, социальным, культурным, профессиональным), решение которых предполагает овладение определенным багажом знаний и через проектную деятельность подразумевается практическое применение имеющихся и приобретенных умений. Этот метод позволяет соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.

Студентам исследовательские проекты предоставляют возможность максимального раскрытия их творческого потенциала, выступают как средство самореализации. Исследовательская деятельность позволяет ребятам проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для мастеров производственного обучения и преподавателей учебные проекты выступают как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также позволяют осуществлять совместный со студентами поиск информации, их самообучение, организацию их творчества.

В Байкаловском филиале ГАПОУ СО «СТАЭТ» уже не первый год существует инициативная творческая группа студентов по организации и ведению исследовательской деятельности, она была создана с целью объединения сил студентов для работы над учебно-исследовательскими, социальными и творческими проектами. В состав творческого актива по исследовательской, проектной работе входят несколько студентов с 1 по 3 курсы: «Повар», «Автомеханик» и «Тракторист – машинист СХП».

Сферами проектной деятельности этих студентов являются: социальное направление, культурно-эстетическое (творческое), техническое направление, краеведческое направление, предметно-исследовательское (по учебным дисциплинам). В рамках активной студенческой работы по этим направлениям определяются наиболее актуальные темы для проектов, а ходе работы над этими проектами проводятся социальные опросы, осуществляется анкетирование и интервьюирование обучающихся филиала для выявления волнующих молодёжь проблем, которые в дальнейшем определяют объект и предмет их исследовательской деятельности. А также тематику проектов.

Основные этапы проектной деятельности: деятельность участников (исследователей) нашей группы над любым проектом начинается с определения темы, над которой будет вестись работа. Тема может быть предложена любым участником творческой группы (при этом он опирается на данные опроса, проведённого среди студентов и преподавателей филиала) и вынесена на обсуждение (принимается к разработке либо не принимается); совместно с руководителем проекта определяются цели и задачи работы, определяется вид проекта (учебное или социологическое исследование, бизнес-проект или бизнес-план), формулируется гипотеза, затем переходим к работе с научной литературой, определяются ответственные за поиск данных в сети Интернет, некоторые участники занимаются разработкой анкет, опросников, диагностических материалов к проекту; каждый из студентов актива проводит анкетирование обучающихся в своей учебной группе; затем обрабатывают полученные результаты и структурируют теоретическую и практическую части проекта, на основе полученных данных и информации. Редактирует готовые проекты руководитель творческой группы и редактор студенческого актива. Затем студенты, обладающие хорошими коммуникативными данными, выступают в роли презентаторов проектов (представляют их образовательному сообществу). За последние три года наша студенческая инициативная группа по работе над проектами общими усилиями создала и представила образовательному сообществу Байкаловского филиала и Байкаловского района в целом несколько исследовательских работ, на актуальные темы: «Интернет-общение и личность подростка», «Влияние компьютерных игр на психическое и языковое сознание студентов», «Жаргон, сленг и «язык социальных сетей» как способы формирования языка современной молодёжи», «Влияние рекламы на языковое сознание современной молодёжи», «Современные идеалы молодёжи и литературные герои – противостояние?», «Открытие тира в с.Байкалово» и т.д.

Работа студенческой инициативной группы по созданию и внедрению исследовательских проектов имеет практическую значимость. Мы тесно сотрудничаем со средствами массовой информации в лице газеты с. Байкалово «Районная жизнь», а также все наши исследовательские проекты созданные по инициативе обучающейся молодёжи, позволяют продемонстрировать району перспективы решения проблем, актуальных для молодёжной среды.

Как же происходит вовлечение студентов в научно-исследовательскую, проектную деятельность? Как преподаватель гуманитарных дисциплин, я стараюсь формировать у студентов активный интерес к проектной деятельности уже в ходе учебных занятий по русскому языку и литературе, иностранному (английскому) языку и истории. Сначала это мини-проекты, объёмом от 5 до 10 страниц, посвященные актуальным темам учебных дисциплин, которые я преподаю. При этом я стараюсь выбрать наиболее интересные и волнующие темы, например «Иван Грозный – трагическая личность?», «Нелёгкая судьба поэта в России» и т.д. Затем проекты становятся более глобальными – темы предлагается определить самостоятельно (в ходе социального опроса обучающейся молодежи). А затем, совместно, мы разрабатываем и представляем на разных уровнях учебно-исследовательские и творческие проекты. Мои обучающиеся ежегодно были участниками и неоднократно становились призёрами научно-практических конференций разных уровней.

Почему же исследовательская деятельность стала в последние годы особенно актуальна? Дело в том, что в современных условиях рынка труда востребованы специалисты не только как носители определенного набора профессиональных умений и навыков, а профессионалы, в полном смысле этого слова: коммуникабельные, готовые к поиску и решению проблемных вопросов, востребованные и конкурентоспособные, готовые к эффективной профессиональной деятельности. Поэтому одним из значимых факторов современного процесса профессионального обучения является его ориентация на формирование общекультурных, профессиональных и творческих компетенций студентов путем реализации проектной деятельности в образовательном учреждений.

Список литературы

  1. Алферова О.Н. Проектная деятельность в учреждениях СПО. М.: АУРА, 2018.
  2. Дубровина О.С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II):Пермь: Меркурий, 201 — С. 124-126.
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
  4. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
Категория: Всем учителям
11.03.2025 08:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП