СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обучение уч-ся началам исследовательской деятельности возможно через урок, защиту проектов и рефератов, научно образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1)мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2)умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3)умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
4)специальных исследовательских умений и навыков
Применять метод исследовательской деятельности, я считаю, надо начинать с первого класса. Учить разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх(типа «Собери мозаику», «Разрежь картинку», «Магазин»). Дети с увлечением решают такие задачи. Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на элементы( Коротко пересказать основные этапы действия сказки. В 1классе мы знакомимся со сказкой Е.Чарушина «Теремок». Я прошу вспомнить русскую народную сказку «Теремок»
-в чем сходство этих произведений?
-в чем отличие…
Дети в этом случае проводят поэлементный эмпирический анализ этих двух текстов.
Метод исследовательской деятельности позволяет учить соотносить два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги, слова
На уроке математики в 1классе сравниваем два отрезка различных по длине, сравниваем преимущественно по внешнему признаку(глазомер) и используя линейку. Даны две картинку внешне одинаковые, но детям предстоит найти несколько отличий. Сравнивают, классифицируют, учатся делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов.
Под руководством педагога дети учатся видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов, мультфильмов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа: «А как вы думаете?», «Как это можно сделать?»
Благодатным уроком для работы по формированию исследовательской культуры является ознакомление с окружающим миром. В 1классе при изучении свойств снега и льда дети проводили опыт, в течение нескольких дней наблюдали за снегом, водой. Смогли сделать вывод, что Злючка Грязючка очень любит снег и живет в нем. Так же проводили опыт по проращиванию семян, наблюдали за развитием ростка пшеницы, кукурузы, фасоли и гороха.
Исследовательской работой нужно заниматься и во внеурочное время. Приведу пример. Одним из направлений воспитательной работы является ценностно-ориентировочная деятельность. С учениками прошлого выпуска мы работали над созданием генелогического дерева своей семьи. Конечно, без помощи учителя и взрослых этот проект был бы не возможен. Но работа с родителями была поставлена так, что включились все семьи. Перед работой наметили план исследований, определили цели и задачи. Результат выдался просто замечательным. Дети узнали много интересного о своих предках, родственниках. Все семьи защищали свои проекты, оформили папки «История семь…», с фотографиями, рисунками, сочинениями и воспоминаниями.
Учитель нач.классов: Агапова Антонина Афанасьевна
Урок |
Тема урока |
Проектно-исследовательская работа |
Литературное чтение |
И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» |
-Выборочное чтение -Словесное описание портрета главных героев -Работа в парах. Игра «Слово в мешочке» (задача из выбранных букв составить слово или несколько маленьких слов) |
Е.Чарушин «Теремок» |
-Составим картинный план пересказа сказки |
|
Русская народная сказка «Рукавичка» |
-Назовите действующих лиц сказки -Создание диафильма «Рукавичка» (создаются подробные иллюстрации, монтаж, озвучивание по сценарию) |
|
Математика |
Точка. Кривая линия. Отрезок |
На доске изображены точка, отрезок, прямая, кривая линия. Находят точку, делают вывод, что без точки ни одна фигура не обходится. В руках у детей длинная крепкая нить (какую фигуру она напоминает, завяз.узлы –образуется отрезок) |
Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание в пределах 20 |
- Даны три билета на проезд в автобусе, найти счастливые номера и объяснить, почему он счастливый. 737629 826555 191919 -Восстановите порядок в числовом ряду 1…5….11…15.17.20 - В этих разностях порядок наведите 16-9 12-8 15- =8 13- =7 11-6= 14- =6 12- =5 18-9= |
|
Ознакомление с окружающим миром |
Кто такие насекомые и рыбы |
-Игра «Найди дом для рыбки» Находят речных рыб и морских -Разгадывание кросвордов |
Откуда берутся снег и лед |
-Практическая работа На доске-слова помощники Тают, вода,бесцветный,прозрачный -сделайте горку из снега, изо льда -какого цвета снег,лед -положите снег и лед в стаканы с водой |
|
Почему их так назвали |
-Объясните название растения-подорожник -Соберите съедобные грибы в корзину(объясните свой выбор) |
|
Русский язык |
Правописание сочетаний чк чн нч Звуки и буквы |
-Даны слова (речка, щучка, удочка, уточка, крючки, мальчики) Составить текст используя данные слова - Найти лишнее слово Чашка мыши Ложка лыжи Чаща ужи Передача ежи -Найдите лишнюю букву в данном ряду Е Ё Ю Я И Ь -У этих букв есть еще одно св-во, какое? (обозн. мягкость согласных на письме) - Разделите слова в два столбика Мел брать есть мель ель есть ел угол хор хорь брать - По какому принципу вы их разделили? |
Математика Ознакомление с окружающим миром |
Решение задач в два действия Что общего у разных растений |
-Составляется программа решения задачи 1)знак (-) 2)знак (+) Схематический чертёж Выбрать самостоятельно растение для исследования. Подготовить сообщение, об этом растении, сделать рисунок или фотографию На уроке защитить своё исследование |
Литературное чтение |
Урок – обобщение «Я и мои друзья» |
Найти в библиотеке книги на заданную тему. Подготовить сообщение по теме урока |
Внеклассная работа |
Экологический исследовательский проект «Аптека под ногами» |
Выбрать самостоятельно лекарственное растение для исследования. Подготовить сообщение об этом растении. С помощью родителей обработали информацию о пользе каждого растения, о правилах сбора лекарственных растений и способах применения |
Проект «Знакомьтесь это я и моя семья» |
Разработали план работы по данному проекту и материалы исследования будут собираться на протяжении четырех лет. Защита проекта будет проходить на семейном празднике в 4классе |
© 2017, Агапова Антонина Афанасьевна 364