Какое образование востребовано сегодняшним и, что еще важнее завтрашним обществом ? Сегодня « абсолютной ценностью общества становится человек (личность ); а целью образования-развитие личности»
( Никандров Н.Д.)
Образование-это главный капитал, которым располагает человек на рынке труда. Поэтому сегодня, как никогда раньше, оно является основой развития личности, гарантией социальной мобильности и социальной устойчивостью выпускника школы. Вследствие этого меняется и сама суть образования: от « образование на всю жизнь», к «образованию через всю жизнь», как отмечал П.Г. Щедровицкий.
Новая модель образования требует перехода от образования как «передача ученику знаний» к продуктивному образованию, которое позволяет учащемуся овладевать различными технологиями, которые позволяют ему конструировать личностные знания, взаимодействовать с другими личностями и развиваться как активная творческая личность.
Что же такое технология- ну, конечно же, - это не Т.С.О., не техника. В переводе с греческого « texno» -это искусство. В современном требовании-это все то, что ученик усвоит или присвоит (айнген), разовьет свои знания, способности, продвинется в нравственности, научится читать, писать, думать- и все это интегрируется в технологию.
Успеха в современном воспитании и образовании можно достичь только в том случае, если к решению этой проблемы применить системный подход. Нельзя заниматься только исследовательской деятельностью, или созданием здоровье сберегающего пространства, или творческой деятельностью- все эти технологии тесно связаны друг с другом.
Что же в моем понимании исследовательская деятельность школьника, как инновационная образовательная технология. Луи де Бройль говорил, что « знания- дети удивления и любопытства». Дети –исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Это присуще не только детям, но и взрослым. Иначе это называется любопытством. Именно это стремление к исследованию порождает соответствующие поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Задачи учителя- не погасить потребность ребенка в познании. Использование исследовательской технологии помогает решить эту проблему.
За столетия существования педагогической науки разработано множество различных методик обучения. Какие выберет учитель- дело его вкуса, убеждений и мастерства. Я выбрала данную технологию потому, что « обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я. Коменского пришла к нам из глубины веков. У современного учителя есть множество возможности для того, чтобы данный от природы дар любознательности превратить в эффективный способ формирования самостоятельности и развития познавательных умений.
Для того, чтобы превратить почемучку- дошкольника в юного исследователя, владеющего необходимыми навыками и умениями нужен системный, а не разовый подход. В своей работе я использую систему мероприятий, направленных на формирование исследовательских навыков у школьников. Я хочу предложить исследовательскую работу, проект учащихся седьмого класса на тему « Немцы Кошкинского района – кто они». Выбранная технология ориентирована на формирование планируемых в ФГОС личностных результатов, организации обучения межкультурной коммуникации в полиэтничной среде общеобразовательного учреждения.