Одним из важных направлений в обучении школьников является развитие мотивов познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, поисковой и исследовательской деятельности. Это находит отражение в стандартах нового поколения, где исследовательская работа обучающихся предусмотрена как обязательный вид деятельности в программе.
Однако в современных условиях организация исследовательской деятельности школьников требует разработки новых подходов. Мы считаем, что для этой цели необходимо использовать потенциал дополнительного образования.
В определенных заданных педагогических условиях дополнительное образование выступает в качестве эффективного средства интеллектуального и духовно-нравственного развития школьника, его способности к познанию художественной реальности, выраженной в умении исследовать, изучать, сопоставлять материалы, способы и последовательность действий мастера, реализующего свои замыслы в разных видах традиционного декоративно-прикладного искусства.
Исходя из вышеизложенного, нами была разработана концепция программы «Дизайн-студия «Зарни кияс»», которая легла в основу формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся. Программа рассчитана для учащихся 8 – 11 классов. Отличительная особенность ее заключается в том, что учащиеся знакомятся с народной культурой Ижемского района. Формы организации занятий различные: выполнение проектов, презентаций, поисковая и исследовательская деятельность.
Любой вид творчества является проявлением эмоциональной сферы человека. Для пробуждения положительных эмоций и интереса нами разработана система занятий по посещению музеев и выставок. Наблюдения показали, что это правильный путь, пробуждающий у школьников познавательную активность. Последующее обсуждение увиденного обеспечивает новые стимулы для развития исследовательской деятельности.
Тема народного костюма является одной из самых обширных и важных в истории ижемского костюма, т.к. дает возможность ознакомить школьников с историей ижемцев, их бытом, традициями, ремеслами. В процессе изучения, последующей реконструкции или стилизации элементов народного костюма следует опираться на этнографический, исторический и иллюстративный материал. Большое значение имеет работа с первоисточниками – подлинниками народного костюма. На этом основано создание первоначальных эскизов к проектам. Как выяснилось, в национальном костюме использовались: простота и целесообразность; рубашечный крой; образность цвета и орнамента; отделка бахромой, цветными вставками из ткани, замши и меха; экономный расход ткани.
Технология обучения направлена на естественное развитие активности и познавательной самостоятельности школьника, стремления изучать, оценивать увиденное, подбирать нужный материал, анализировать, сравнивать, систематизировать, выражать свое отношение. Результатом является формирование у школьников подлинного интереса к традиционному искусству ижемцев, потребности к изучению литературных источников.
Данная работа требует строгого соблюдения структуры и последовательности учебно-исследовательской деятельности, которая включает ряд этапов: выделение предметной области осуществления исследования; выявление и осмысление проблемы; подбор и обоснование методов исследования; распределение последовательности действий для поиска; сбор материала; анализ данных; сравнение собственных выводов с существующими ранее знаниями и данными.
В течение года учащиеся работают по темам: «История традиционного костюма», «Аксессуары», «Изготовление народного костюма», «Современный костюм в этностиле», «Сохранение традиций народных промыслов» и др. Формы подведения итогов обучения - это участие кружковцев в выставках, учебно-исследовательских конференциях и конкурсах, подготовка презентаций, проектов.
В прошлом учебном году в рамках темы дети изучали традиционный костюм ижемки. Результатом освоения программы дизайн-студии стала коллекция моделей одежды, выполненная в этностиле, под названием «Этника». Каждое изделие, созданное руками учащихся, - это их жизненный опыт, воплощенный в образах и ощущениях.
Кружок «Дизайн-студия «Зарни кияс»» помогает школьникам сформировать способность самостоятельно добывать сведения о традиционном искусстве, создавать изделия, используя самостоятельно добытые знания, умения и навыки, проявлять целеустремленность в процессе исследования. Они уверены в том, что современный человек должен владеть исследовательским подходом как одним из методов познания.