СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития обучению пейзажной живпоиси в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

История пейзажной живописи в России начинается с Академии художеств в Санкт-Петербурге, котороая имела мировой аторитет.Академия первая сумела классифицировать художественное образование. Школа мастеров русского икусства -«Академия трех знатейших художств» была основана в 1757 году. Первые уроки были проведены в 1758 в нескольких классах – живописном, архитектурном,медальерном и скульптурном. На первых этапах становления Академии образовалась последовательтная система обучения, которая совершенствовалась с каждым годом. Начинали свое обучение с черчения без линейки, копировали работы известных мастеров, далее переходили к обнажённой натуре. Также в Академии преподавали пластическую анатомию челоловека, архитектурную графику и общеобразовательтные предметы. Завершали курс обучения тяжёлой композиционной работой по своей специальности.

С Академии художеств берут начало классицизм и историческая живопись в России. На тот момент историческая живопись не имела большого спроса в обществе, картины писались как выпускные работы для окончания Академии. Строгий академический рисунок выдвигался вместо лёгкого цветового пятна. Основными понятиями в областе живописи были композиция, рисунок и концепция произведения. Цветовой палитре и светотени уделялось меньше значимости. Они применялись лишь для моделировки объёма.

В Развитии русского искуства классическая живопись была необходима для историзма. Как раз таки в ней основался «большой стиль», характерный для Сурикова и Брюллова.

На протяжении всей своей истории Академия значилась крупнейшей художественной школой. Обучающиеся работали вместе с педагогами, известнейшими художниками того времени. Такое обучение давало хорошие результаты.

Величайшие художники обучались в Академии:А.П.Лосенко, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, С.Ф.Щедрин, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов, И.Н.Крамской, В.И.Суриков, В.А.Серов, И.Е.Репин, И.И.Бродский, И.Э.Грабарь, М.Б.Греков и многие другие.[15]

В середине девятнадцатого века академический метод обучения отличался от общего развития русского искусства, чем был вызван кризис Академии. В связи с этим, появились другие художественные школы: школа Венецианова, Московское училище живописи, вояния и зодчества. Вывел Академию из кризиса П.П.Чистяков, известный педагог и живописец. Он ввёл новую педагогическую систему и поддерживал традиции акадмеизма.

Развитие пейзажа в России делиться на этапы. В конце девятнадцатого века от тотальной живописи перешёл к пленэру. Далее, в начале двадцатого века в пейзажной живописи появилось понятие рефлекса и воздействие оружающей среды и воздуха на природу.

Своего пика живопись пейзажа достигла в художестве передвижников. Они испытавали пылающую любовь к родине и стремились передать на картинах всю красоту русской природы. Мастера пейзажной живописи прошлых лет писали природу Италии. В шестидесятых годах в жанре пейзажа перелом, связанный с интересом живописцев к родной природе. Русский пейзаж в качестве фона появился на полотнах Перова в 1860 году. Но особое значение реалистичного направления в пейзажной живописи внёс А.К.Саврасов своей картиной «Грачи прилетели». Она обладает простотой и душевностью ранней весны. Ранее природа считалась серой и неинтересной, ей не уделяли должного внимания. Теперь в ней силами художника, увидели красоту. Перемены в погоде, появление солнца и тепла плотно связывалось с надеждами современников на измения. Русский пейзаж приобрёл глубокую идею и наполнился содержанием.

Выдающиеся мастера русского пейзажа девятнадцатого века - С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, И.К. Айвазовский, Ф.А. Васильев, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И. Левитан и другие. [15]

Советский пейзаж появился ещё до революции (1917 год). Он является неотделимой частью нашей культуры. Он развивался за счёт достижений художников реалистов девятнадцатого и начала двадцатого века. Художники, писавшие его, продолжали творить до 60-годов двадцатого века. Данный вид пейзажа постоянно пополнялся новыми средствами выразительности. К рождению советской пейзажной живописи можно отнести картину «В голубом просторе» А.Рылова, в которой средствами передачи действительности был создан образ, отражавший дух революции.

С течением времени такие художники пейзажисты, как А.Рылов, И.Грабарь, В.Бакшеев были оценены по достоинству. Данные пейзажисты своим искусством представили множество жизненных явлений. И.Грабарь и К.Юон ввели в советскую живопись изобразительные приёмы для передачи света, воздуха и всего окружающего пространства.

Мастера, такие как Н.Крымов, А.Куприн, М.Сарьян, состоящие в художественных обществах «Голубая роза», «Бубновый валет», кардинально меняют подход к натуре. На протяжении всего периода своего творчества они экспериментировали с приёмами различными поисками формы.

В 1920 году выставляются на обозрение характерные пейзажи Армении М.Сарьяна с грандиозной широтой пространства. Появляются пейзажи, на фоне которых изображается деятельность людей. Картины становятся более темпераментными.

В живописи сотворчества «Бубновый валет» ценители распознают философские размышления.

Пейзажная живопись выявляет для себя новый вид пейзажа- индустриальный. Первооткрывателем в этом жанре становится Б.Яковлев со всемирно известной картиной «Транспорт налаживается», созданной в 1923 году. В ней поднимаются все жизненно важные беды и проблемы человека на тот период времени. Искусство полностью отражало ситуация в стране. Новые художники изображали сюжеты на новый лад.

В 1930 годы советская живопись возвращается к традиционному сельскому пейзажу. Пленэрная живопись С.Герасимова, со своей чистотой красок, отлично передаёт прелесть русской природы, близость с человеком.

Все суровые испытания, которые пережил русский народ показаны в пейзажах военного времени.«Окраина Москвы. Ноябрь» 1941 года А. Дейнеки, его же работа «Сожженная деревня» 1942 года, «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе» и «Зенитная батарея у «Динамо», Ю. Пименова на сегодняшний день расцениваются не только как произведения искусства, но и как документы истории нашего народа.

Также в советской живописи развивался городской пейзаж. Например, картина Ю.Пименова «Новая Москва». На ней изображена широкая улица с автомобилем, выезжающим на неё на первом плане. По окружающей среде можно заметить, что прошёл дождь. Художник включает зрителя в действие, проносит его по праздничным улицам. Город показан как живой, постоянно развивающийся организм, как людное и шумное место.

В то время работа над пейзажем-картиной занимает особое место. Каждый мастер решает эту задачу по-своему оригинально. В пейзаже есть чувства, идеи мысли и эмоции человека, даже если сама личность человека не изображена.

С 1940 годов братские республики вносили бесценный вклад в советскую живопись. Изображение пейзажа пополняется искусством латвийских художников Э. Калныньша, В. Калнрозе, украинцев И Бокшая, А. Кашшая, Н. Бурачека, армянских мастеров О Заоляряна, У. Тансыкбаева, азербайджанца М. Абдуллаева, литовца А. Жмуидзинавичюса, и многих других. Появляется ряд интересных и характерных пейзажей. Художники стремятся решить проблемы, возникшие после войны в советском пейзаже.

Молодые художники озадачены поисками драматичного образа, олицетворяющего сложность жизни. Выходят на обозрение короткие пейзажи азербайджанских мастеров Т.Салахова и Нариманбекова, со своим индивидуальным видением мира. У одних мастеров живопись упрощается, у других наоборот нарастают цветовые переходы, живопись становится более детальной и фактурной.

Художники хотят сделать образ ассоциативным. Живописная метафора больше не повышает поэтическую наполненность картины.

В общем, в советской живописи пейзажа существовало многообразие творческих манер изображения действительности. Не удивительно, ведь природа н богата явлениями и состояниями.

Так же яркий пример советского пейзажа творчество А.В.Морозова, обучавшегося в Вхутемас-Вхутеин. Его учебные работы выделялись точным рисунком и обладали строгой формой. На широное обозрение его картины были выставлены впервые в 1935 году на выставке в Москве. В данных сорока картинах начинал раскрыватся талант художника и его творческсие особенности: романтическое восприятия природы и сложная живая палитра красок. К этой вытавке художник готовился на протяжении пяти лет.

В художественной школе Вхутемаса-Вхутеина, созданной в 1920 году, сформировались ключевые принципы искусства. Сама педагогическая система обучения Вхутемаса оказывала неоспоримое воздействие на учеников. В живописных произведениях обучаемых оно отражалось в тонкости чувства цвета.

Факультет живописи Вхутемаса-Вхутеина играет значительную роль в подготовке художников пейзажистов. К известным художникам выпускникам и преподавателям этого факультета относились Д. Кардовский, В. Фаворский, К. Истомин, Н. Крымов, И. Машков, С. Герасимов, А. Осмеркин, Р. Фальк, А. Куприн, П. Кончаловский и другие. [3]

Разработка метода социального реализма-одна из главных заслуг советской школы пейзажной живописи. Художественными факультетами нашей страны накоплен драгоценный опыт в подготовке пейзажистов. Вся методика обучения живописи построена на трудах П.Чистякова и Д. Кардовского. На художественно-графических факультетах не было разделения по мастерским. Несмотря на это c графических факультетов было выпущено огромное количество достойнейших художников пейзажистов.

В наше время художественное образование постоянно вносит изменения в обучение пейзажной живописи, добавляя новые приёмы и методики. Например, в художественной школе «АртВилль» в Москве обучение построено на традиционных методиках рисования пейзажа, но и присутствуют интересные методики интерактивного обучения. В слиянии они помогают развивать способности ребёнка и его индивидуальность. В каждой работе ребёнку нужно показать свой характер, свою особенность. Учат различным областям рисования, чтобы ученик мог выбрать самую интересную для него.

Современные художественные школы живописи унаследовали традиции русской и мировой культуры в целом. Основным методов обучения на сегодняшний день является рисование с натуры. Базирующие положения академического рисунка и живописи получают глубочайшее обоснование. Для доказательства методических положений применяются современные данные научных исследований различных наук.

01.09.2020 16:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП