История школьной формы
В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном ин¬ституте (многие его правила он заимство¬вал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитан¬ниц 6-9 лет – коричневый (кофейный), 9-12 лет – голубой, 12-15 лет – серый и 15-18 лет – белый. В Смольном такие цве¬та имели парадные платья учениц, сшитые из шелка, в обычные дни носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Есть предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II. Девочки первых трех возрастов носили белые передники, старшие – шелковые зеленые. Пансионерки носили на шее ленточку цвета, выбранного их благотворителем. Особый статус был у пансионерок, которых содержали на деньги императрицы – они носили зеленые платья с белой пелериной. История школьной формы в России на¬чинается с 1834 г. Тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех граж¬данских мундиров в империи. Но форма была введена лишь для мальчиков. Ее фа¬сон менялся четыре раза – в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. А в 1896 г. было утвержде¬но положение о гимназической форме для девочек. Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех граждан¬ских мундиров Российской империи, отли¬чались изысканной простотой и являлись I отличительным признаком принадлежнос¬ти к высшему обществу.
До 1917 г. школьная форма (форма гим¬назистов) была сословным признаком, так как учились в гимназии лишь дети из обес¬печенных семей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
В 1918 г. декрет «О единой школе.» от¬менил форму учащихся, признав ее насле¬дием царско-полицейского режима. А в 1949 г. форму вновь ввели. Мальчиков оде¬ли в военные гимнастерки с воротником-стойкой, а девочек — в коричневые шер¬стяные платья с черным передником (по праздникам — белым). Но уже через не¬сколько лет серые гимнастерки были заме¬нены синими костюмами.
Школьная форма девочек со временем не изменилась. В 1962 г. были сделаны некоторые измене¬ния: форма мальчиков превратилась в се¬рые шерстяные костюмы на четырех пуго¬вицах. После 1973 г. мальчики должны бы¬ли приходить на уроки в синей форме: прямых брюках и полушерстяной куртке с пятью алюминиевыми пуговицами, манже¬тами и все теми же двумя карманами с кла¬панами на груди.
В 1985-1987 гг. изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из той же синей полушерстяной ткани.
В 1988 г. в порядке эксперимента неко¬торым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а через 4 года она была официально отменена во всех общеобра¬зовательных учреждениях Российской Фе¬дерации, согласно закону «Об образова¬нии».
Исключение тогда составили учебные заведения, находящиеся в ведении воен¬но-морского управления. Кадеты и курсан¬ты различных военных училищ всегда ходи¬ли в форме.
Хронология развития школьной формы
1834 г. Принят закон, утвердивший об¬щую систему всех гражданских мундиров в империи.
В нее вошли гимназический и сту¬денческий мундиры. Фасон школьной фор¬мы для мальчиков менялся вместе с фасо¬ном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 гг.
1896 г. Утверждено положение о гимна¬зической форме для девочек.
1918 г. Декрет «О единой школе.» от¬менил форму учащихся, признав ее насле¬дием царско-полицейского режима.
1949 г. В СССР введена единая школь¬ная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек — в коричневые шерстяные платья с черным передником.
1962 г. Мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах.
Форма для девочек осталась старая.
1973 г. Новая форма для мальчиков. Си¬ний костюм из полушерстяной ткани, укра¬шенный эмблемой и алюминиевыми пуго¬вицами.
1976 г. Новая форма для девочек. Юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.
1988 г. Некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обя¬зательного ношения школьной формы.
1992 г. Отмена школьной формы в шко¬лах Российской Федерации.
Реальность сегодняшнего дня
Периодически в нашей стране возника¬ет волна интереса к отсутствующей школь¬ной форме. Перед началом учебного года во многих средствах массовой информа¬ции обсуждается вопрос введения школь¬ной формы, свое мнение высказывают пе¬дагоги, ученики, родители, директора школ, журналисты, социологи, модельеры.
Согласно статистике 70 % родителей за введение школьной формы. Школьники не в восторге от идеи в принципе. Но родители и дети сходятся во мнении, что неплохо бы каждой школе все-таки иметь свою форму. Хотя бы на всякий торжественный случай, в целях воспитания гордости за свою школу. По мнению взрослых, форменная одеж¬да прививает детям вкус к деловому костю¬му. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Но главное — она положит ко¬нец соревнованиям в одежде: «кто дороже сегодня одет». Когда в начале 90-х отмени¬ли униформу, никто не возмущался по по¬воду ее утраты, наоборот, радовались сво¬боде стиля. Но «бесформенная свобода», по утверждению психологов, отрицательно сказалась на психике школьников, ведь за¬частую школа стала напоминать подиум для демонстрации финансовых возможно¬стей родителей. Психологи уверены, что школьная форма дисциплинирует. Внешний вид ученика, его одежда тре¬буют соблюдения определенных правил. Пирсинг, помятые футболки с устрашающи¬ми рисунками монстров на груди и прочее не украшают их обладателей. Если школь¬ная форма станет обязательной для всех учеников, возможно, останется единствен¬ный критерий, по которому будут их разли¬чать – интеллект. А для развлечений и от¬дыха есть другие места, где можно демон¬стрировать свой гардероб.
Школьная форма за рубежом
Школьная форма в других странах отли¬чается от той, которая существовала в рос¬сийских школах: в одних она более консер¬вативна, в других — очень модная и не¬обычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них — эталон подростковой моды. Даже вне стен школы юные японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.
А вот Англия — страна консерваторов, школьная форма там всегда была прибли¬жена к классическому стилю одежды. Дол¬гое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки. У каждой пре¬стижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить форму, большинство из них гордят¬ся ею. Кембридж и Оксфорд известны все¬му миру как сторонники обязательной фор¬мы для учащихся, которая, в свою очередь, является особым отличительным знаком от всех прочих учебных заведений.
В США каждая школа сама решает, ка¬кие именно вещи позволено надевать уче¬никам.
Школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обес¬печенных родителей. Есть школы, в кото¬рых запрещено приходить на занятия в джинсах. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки.
Широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой – что предпочитают ученики американских школ. Они готовы пренебречь строгими правилами за право называться самым стильным человеком в классе.
Чиновников беспокоило социаль¬ное неравенство детей. На сегодняшний день во всех школах штата Филадельфия форма обязательна. Считается, что она де¬лает жизнь детей безопаснее, улучшает дисциплину и снижает конкуренцию. В Италии, напротив, не существует обя¬зательной школьной одежды, однако во многих школах активно выступают за ее введение. По мнению учителей, она спо¬собна мотивировать учеников к более ста¬рательному обучению.
Во Франции ученическая форма была отменена в 1986 г. Но взрослые все же хо¬тят в качестве эксперимента одеть учени¬ков некоторых школ в одинаковую одежду. В большинстве европейских стран так¬же нет единой формы, все ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.
Вводить или не вводить школьную форму, и если да, то какой она должна быть?
На сегодняшний день во многих учебных заведениях записано в Уставе, что форма является обязательной, но вопрос ее необходимости все равно остается на повестке дня. Однако, с тех пор, как из школ исчезли синие костюмчики и коричневые платья с фартуками, не было найдено другого варианта, который бы стал визитной карточкой российского школьника.
На круглом столе свои мнения о том, какой должна быть современная школьная форма, высказали не только директора учебных заведений, производители одежды, но и сами школьники.
Некоторые учащиеся даже предложили вниманию собравшихся свое видение, какой именно она должна быть, в виде эскизов.
За обязательное введение формы во всех школах ратовали руководители общеобразовательных учреждений и ее потенциальные производители, а вот учащиеся и их родители не так уверены в том, что форма необходима. Примечательно, что точку зрения школьников и родителей разделили педагоги.
В существовании стандартной одежды для школьников есть как плюсы, так и минусы.
В качестве аргументов за введение формы прозвучали такие: сходство в одежде, прежде всего, способствует объединению учащихся, с ее помощью можно стереть видимую разницу в доходах, и, в конце концов, она является своего рода отличительной чертой каждого учебного заведения, неким дресс–кодом. Даже было озвучено мнение, что, требуя от детей ношения школьной формы, мы воспитываем в них не только норму внешнего вида, но и законопослушных граждан. По мнению психолога Натальи Панюковой, школьная форма имеет очень большое значение, особенно на этапе младшего возраста, когда очень важно правильно организовать внешнее пространство ребенка. Ведь если ребенок внешне организован (это касается в первую очередь распорядка дня, каких–то бытовых моментов, в том числе и одежды), то это помогает ему быть более дисциплинированным, определить для себя внутреннюю позицию школьника. «…Сейчас основной проблемой является то, что дети не хотят принимать форму, потому что она, якобы, мешает им самовыражаться, но я как психолог могу сказать, что желание выделиться с помощью одежды или яркого макияжа говорит, прежде всего, о внутриличностных проблемах, которые, к сожалению, очень часто остаются незамеченными…». Также, Наталья Павловна считает, что, если научить младших школьников носить школьную одежду, то уже в среднем звене у них не возникнет потребности надеть что–нибудь другое. Прозвучало немало и контраргументов. Среди них были касающиеся как материального аспекта, так и психологического.
Такие дискуссии проходят уже долгое время, но, по-прежнему, вопрос не удается решить… Возможно, более определенная позиция будет выработана к новому учебному году, а пока участники круглого стола пришли к мнению, что, если школьная форма все же будет введена, неплохо было бы и самим педагогам как–то подчеркнуть свою принадлежность к школьному коллективу – с помощью галстука или косыночки в тон костюмам детей.