СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История станицы Старокорсунской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меоты – древние жители станицы.

Переход от эпохи бронзы к железному веку на Кавказе связан с меотскими племенами. На территории станицы Старокорсунской в это время существовало укрепленное поселение названное археологами городищем, его возраст 2500 лет.

Городище расположено у воды по высоким террасам реки Кубань и вытянуто вдоль реки. В нем как и во всех меотских городищах имеется «центральная» - укрепленная часть, типа акрополя, которая возвышается над остальной частью поселения и окружена внутреннем рвом. За внешнем рвом городища расположен могильник – древнее кладбище рядового городищенского населения.

На территории Старокорсунской имеются три городища, но только одно из них более или менее сохранилось. Вероятно, оно было очень большим и относилось не к рядовым населенным пунктам, а представляло кокой-то центр. Археологи установили, что самое древнее и наиболее интересное цитадель, т.е. центральная часть на берегу, прирезанная к реке глубоким рвом, заполненным водой, полностью уничтожена водой. Уцелели лишь части рва окружавшие ее. Удалось проследить остатки круглой в плане площадке явно ритуального назначения. Из стены окружающей площадку, выступали жертвенники, на них и вокруг них много пепла и костей. Прямо в стене открывается вход в пещеру: почти квадратное отверстие высотой до 75 см. пещера была рукотворной. В длину она достигала 20 м и имела сложную конструкцию. Несколько метров хода с поворотом, затем вертикальный колодец диаметром 1 м., выходящий на поверхность. Горизонтальный ход продолжался дальше и через несколько метров переходил в камеру размером 2,5 x 2,0м. Далее опять ход, приводящий в новую камеру, а за ней еще ход, который заканчивается таким же строго вертикальным колодцем наверх. Местами горизонтальный ход сильно сужается, так что по нему можно только ползти.

В одной из камер обнаружен алтарь - ниша заполненная водой. Общая глубина пещеры около 4 м. Пещера по мнению археологов использовалась для посвящения в воины или жрецы. Выход пещеры ориентирован строго на восток. Меоты были язычниками, а значит верили во множество богов. Ориентировка на восток своего рода церемониальная функция пещеры как годового календаря.

Интересен и инвентарь найденный в могильниках. Это сабли, боевой топорик, кистень, мотыга. При женских скелетах найдено много бус из разноцветного стекла, сердолика, горного хрусталя, халцедона, бронзовые браслеты, перстни, броши, фибулы. Необычен амулет в виде всадника на лошади отлитый из бронзы. Интересна и еще одна деталь могильника, почти во всех погребениях найдены ножи, лежавшие слева у пояса независимо от возраста и пола погребенного. Существуют и захоронения лошадей в полном боевом снаряжении.

Кроме того на городище найдены женские фигурки связанные с культом матери-земли и плодородия. С тем же культом связаны и небольшие тройные лепные сосудики в виде отдельных чашей слепленных вместе. Они служили для принесения в дар зерна первого урожая божеству.

На городищах массовыми являются обломки глиняной посуды. Появление в V в. до н.э. серо-глиняной посуды предполагает наличие особых гончарных печей. На Старокорсунском городище выявлено 20 печей. Печи датируются III – II вв. до н. э. Куполообразные печи строили из сырцового кирпича. Большое число печей говорит о работе гончаров на рынок.

Керамика с городища делится на две группы: сосуды изготовленные на гончарном круге и сделанные в ручную. Наиболее часты находки серо-глиняной кружальной посуды. Серый цвет сосудов обусловлен не составом глины, а технологией изготовления. сосуды обжигались в печах в восстановительном режиме, т.е. с малым доступом кислорода. По форме посуда самая разнообразная. Найдены одноручные кувшины разных размеров, миски, чашки, кружки. Многие сосуды лощеные. На городище найдены и греческие амфоры, служившие для перевозки и хранения вина, оливкового масла и зерна.

Меоты прожили на правобережье реки Кубани до середины III в. нашей эры, когда под натиском ирано-язычных кочевников вынуждены были покинуть свои родные места и переселиться в Закубанье, где жили родственные им племена. Жизнь на этих заброшенных городищах ни когда не возобновлялась.

Казачество в станице Старокорсунской.

После разгрома сарматскими кочевниками оседлых меотских племен в середине III в н.э. жизнь на территории станицы не возобновлялась до самого того времени, когда императрица Екатерина II не повелела князю Потемкину Таврическому собрать бывших Запорожцев и составить казачьи полки, которым позволялось вновь завести свои порядки и заселить земли. Лежавшие между реками Днестр и Буг, за активное участие в войне с Турцией (1787 г.), где они отличились при взятии острова Березань и крепости Измаил. Императрица возвратила казакам белое полковое знамя, куренные значки и войсковую печать. Повелев именоваться Черноморским войском и поселиться на землях прилегающих к реке Кубани.

Землю и волю нам подарила

Над быстротечной южной рекой

Императрица Екатерина,

Нас обогрела щедрой рукой.

Казаки приступили к переселению.

В числе первых 40 куреней в 1794 г. был основан и Корсунский курень Черноморского войска. Намеченных в разных местах жеребьевкой. В размещении куреней появилось некое приспособление поселений к местным условиям. Местами для постройки куреней были избраны, как и у меотов большей частью берега рек и степные урочища. В числе первых 8 куреней оставленных у реки Кубани был и Корсунский названный так, в честь удачного сражения с противником под местечком Корсунь. Корсунский курень поселился между впадением реки Белой и реки Пшишь в реку Кубань. В этом месте в то время произрастал лиственный лес площадью около 175 га (285 десятин). Расстояние от куреня до города Екатеринодара составляло 26 верст.

Застучали топоры, вонзились в кубанский чернозем лопаты. Казаки стали укреплять свои поселения и строить хаты-мазанки – крытые камышом и соломой. Для этих целей было вырублено около 20 га дубового леса.

Хаты возводились без всякой планировки. Весь курень был огражден рвом глубиной 2-3 м и шириной 3 м. Со стороны степи у рва был насыпан земляной вал, на котором рос терновник. Ров с двух сторон подходил к реке Кубани. При въезде в курень были ворота, которые на ночь закрывались. Возле ворот стояла вышка. Ворота эти находились по свидетельству старожил напротив современного здания управления АОЗТ «Нива – 1». На высоких курганах располагались казачьи посты. На каждом из них находилась вышка на 4 подпорках, открытая во все стороны. Для связи с Васюринским и Пашковскими куренями для наблюдения за неприятелем на постах днем возвещалась тревога сигнальным шаром, ночью зажигали жердь обмотанную пенькой, залитую смолой. В самом курене. Тревогу давали знать сигнальными выстрелами, а когда выстроили деревянную церковь – частым колокольным звоном.

Всего курень имел в пользовании 17251 десятину земли. Первыми в курене поселились 13 семей, состоявшие из 73 человек. Среди них по данным «ведомости поручика Данило Волкореза» были:

Иван Белый, умеет кравство (портняжничество)

Федор Калвер, пахатарь хлеба

Семен Плескоголовый. Делает кушнирство (выделка кож)

Роман Шпак, торгует хлебом

Василь Перебейнос, делает шевство (сапожник).

Жизнь в курене бала тревожной. По другую сторону реки Кубани жили адыги (черкесы, как их называли тогда казаки). Тогда адыги находились под властью Турции. Они совершали частые набеги на казачьи поселения, угоняли лошадей, крупный рогатый скот иногда брали в плен людей. Боевая жизнь почти полностью отвлекала от хозяйства мужскую часть населения. Домашние и полевые работы лежали на казачке.

В экономике казаков ведущее место занимало земледелие, скотоводство и коневодство. На полях возделывали зерновые и кормовые культуры. Урожай зерновых убирался в ручную при помощи серпа, обмолот производили цепом, и эту тяжкую работу приходилось выполнять женщинам. Для вспашки земли использовали волов и деревянный, а позднее стальной плуг. Лошадей разводили в основном для военных нужд. Вооружение казака было легким: сумка для пороха, кисет для табака, оружие – кремневая винтовка.

В хате-мазанке тоже не было особых удобств. Печь зачастую топилась по-черному. На полатях спали дети. Вход в дом был очень низким с высоким порогом. Чтобы войти в хату, надо было наклониться вперед. Высокий порог делался для того, чтобы препятствовать проникновению в дом волн холодного воздуха. Домашняя утварь изготавливалась из глины - глэчик, макитра чугуна – казаны и дерева – ложки, миски. Деревянным был и рубель. Позднее к казакам пришли утюги, изготовленные из металла, во внутрь таких утюгов засыпали раскаленные угли. Через несколько лет в центре куреня построили деревянную церковь. Вот так и началась жизнь казаков в Корсунском курене.

Население куреня увеличивалось очень медленно. Шло время, казаки уже не могли нести пограничную службу, так как после войны с Турцией (1828 – 1829 гг.) все Закубанье было присоединено к России. Казаки стали вести обычную крестьянскую жизнь, свято чтя свои традиции. В 1802 г. Корсунский курень был переименован в станицу Корсунскую. К этому времени станица насчитывала 60 дворов и ее территория составляла 17251 десятину земли. Население станицы по церковным данным на 1829 год составляло 10597 человек, в том числе в хуторе Кочеты – 976 человек. В 1848 году была построена Рождество-Богородицкая кирпичная церковь на месте нынешнего парка. До нас дошли от нее лишь подсобные помещения, в котором сейчас размещается парикмахерская, сама же церковь была разрушена в 1929 году. При церкви существовала церковно-приходская школа, на содержание которой уходило 300 рублей и двухклассное училище, насчитывающее 60 учащихся. В нем работало 14 учителей. Население станицы и хутора Кочеты насчитывало уже 12 335 жителей и 1320 дворов по данным на 1910 г. В 1910 году в станице родилось – 685 человек, умерло – 229 человек, зарегистрировано браков – 107. К этому времени служба казаков несколько изменилась. Достигая 19 лет, мальчики зачислялись в приготовительный разряд. А по прошествии двух лет – в строевой и отправлялись в действующие полки, где служили в течение 4 лет. После 48 лет окончательно выходили в отставку.

К 1917 году в станице насчитывалось 1644 хозяйства частных землевладельцев, 4 кирпичных завода, 19 мельниц, одна из них с паровым двигателем. В станице стали появляться жатки, сенокосилки, железные плуги, молотильные машины. Появление современной техники, организация кредитного товарищества. Заставили местную власть обратить внимание на подготовку кадров. В 1915 г. помимо начальных школ и двухклассного училища, было открыто Высшее начальное училище с кузнечно-шорно-слесарным уклоном. Обучение было платным. Из медицинских учреждений в станице был 1 околоток, в нем работал 1 фельдшер, поэтому в станице свирепствовали эпидемии. В таком социально-экономическом положении наша станица находилась накануне 1917 года с его грядущими переменами.

Население Старокорсунской.

Сведения о первых жителях станицы Старокорсунской не сохранились, так как меоты не имели своей письменности. Племена адыгов тоже учета населения не вели. Данные по населению сохранились только со времени переселения сюда Запорожских казаков.

Первыми в курене поселились 13 семей, состоявшие из 73 человек. Среди них по данным «ведомости поручика Данило Волкореза» были:

Иван Белый, умеет кравство (портняжничество)

Федор Калвер, пахатарь хлеба

Семен Плескоголовый. Делает кушнирство (выделка кож)

Роман Шпак, торгует хлебом

Василь Перебейнос, делает шевство (сапожник).

Самому старому из переселенцев Дорофею Щербине в то время исполнилось 70 лет. 25 человек из первых переселенцев составляли дети в возрасте до 16 лет, четверым из них исполнился только 1 год.

Из-за сложностей военной жизни и неустроенности бытовых условий численность населения куреня увеличивалась медленно. К моменту перехода куреня в гражданское поселение и его переименованию в станицу в 1802 г. в курене насчитывалось 60 дворов. В 1865 г. число лиц мужского пола в станице составляло 1601 человек, из них 713 офицеров казачьего войска. До второй половины XIX в. население станицы увеличивалось в основном за счет организованного переселения. Обычно переселенцев приписывали к казачьему сословию, та часть переселенцев, что не была приписана к казакам получила название «иногородних». Разница между ними была в следующем. Казаки получали земельные наделы, а «иногородние»таких наделов не получали. Поэтому часть «иногородних» занималась ремеслами: плотничали, сапожничали, клали печи. Другая часть арендовала земли и занималась земледелием. Медицинских учреждений в станицы не было. Был один лишь околоток в котором работал 1 фельдшер. В станице свирепствовали эпидемии, приводившие к сокращению и без того малочисленного населения.

После того, как станица стала гражданским поселением численность населения, стала расти. В 1910 г. в станице было зарегистрировано 107 браков и родилось 685 детей. Дальнейший рост численности населения показан в таблице. Из которой видно, что максимального показателя численность населения достигала в период между 1913 и 1916 годами и составила более 13 тыс. человек.

Установление власти Советов.

После революционного переворота в 1917 г. Прибывшие с фронтов революционно настроенные солдаты стали выступать за восстановление власти Советов в станице. Зажиточные местные казаки во главе с атаманом, во что бы то ни стало, старались удержать власть в руках атамана. После тревожного звона колокола на площади собралось около 1000 станичников. Атаман открыл собрание, говорил о вреде большевизма. Не успел атаман закончить речь, как на трибуну поднялся стройный молодой прапорщик, которого звали Семен Иванович Луценко, «предатель» почти хором закричали богачи. Не предатель тот, кто борется за права народа, сказал Луценко. Схваченный офицерами Луценко С.И. был взят под стражу. И только побег спас его от смерти. Особого размаха большевистское движение в станице не получило. В ночь на 14 марта 1918 г. после победоносного наступления Красной армии в станице была установлена Советская власть. Председателем Совета Народных депутатов избрали С.И. Луценко, заместителем – Евстафия Башкатова. Секретарем – Степана Степановича Заболотного. 15 марта 1918 г. в станице был образован отряд под названием: 13-й сотни, он насчитывал около 300 человек. Командиром отряда был Андрей Шпот. В задачи отряда входила охрана дороги и переправы через реку Кубань. В апреле 1918 г., когда войска генерала Корнилова объединились с войсками генерала Покровского в станице Калужской и совместно начали наступление на Екатеринодар, через Васюринскую и Старокорсунскую. Для отражения наступления противника старокорсунский отряд 13-я сотня влился во 2-ой Северо-Кавказский полк, которым командовал Захарченко. Этот полк преследовал врага до самых Сальских степей.

Из-за предательства командующего Северо-Кавказского фронта бывшего есаула Сорокина. 16 августа 1918 г. корниловская армия, командование которой после гибели Лавра Георгиевича Корнилова принял Антон Иванович Деникин, заняла Старокорсунскую. В станице вновь было восстановлена власть атамана. Начались жестокие расправы со сторонниками Советской власти.

Три дня под крыльцом здания станичного правления - ревкома (ныне здание больницы) висел труп, повешенного активного организатора партизанского отряда казака-фронтовика Ивана Ильича Алексеенко, «За измену казачеству» – было написано белогвардейцами на дощечке, прикрепленной к груди повешенного казака. Только на четвертый день офицеры приказали снять тело и вывезти его в навозные кучи за станицей в районе плавней. Откуда отбыл тайно взят родителями и похоронен.

Бала темная осенняя ночь. Станица погрузилась в тревожную тишину. Вдруг тишину нарушил резкий сухой выстрел. Тусклый свет от старого керосинового фонаря, горевшего во дворе станичного правления, осветил чудовищное злодеяние. У пожарного сарая стоял со связанными назад руками высокого роста и гвардейского телосложения казак, Михаил Прокофьевич Романенко. Его широкая грудь была обнажена, на могучих плечах висели лохмотья одежды. Возле него неистовствовали два белогвардейских офицера. Один из них вынул из кобуры наган, хладнокровно навел оружие в спину Михаилу и выстрелил. Но отец красного партизана могучий казак Романенко, словно символ всего народа, слегка вздрогнул, продолжал стоять. Его голова была гордо поднята, плотно сжаты губы. Смотрел Михаил через темноту в ту сторону, где сражался его сын против деникинской армии, смотрел и думал: «Сынок, бей их гадов, я погибаю. Но не позорю тебя. Да пусть будет проклята эта белая нечисть!». Видя, что казак стоит, второй офицер выхватил из ножен шашку и начал с яростью рубить его. Днем обезображенный труп Михаила Романенко был вывезен во все те же навозные кучи на окраине станицы. Через двое суток после этого была казнена Галина Акимовна Романенко – жена партизана. После пыток, белогвардейцы хотели знать, где находятся партизаны. Ей живой выкололи глаза в карцере, саблей отсекли груди и косы, затем, отвези к берегу реки Кубани и после казни, бросили тело Галины в воду. На месте казни родители обнаружили клочки окровавленных волос, комья запекшийся крови и куски, вырванные из тела Галины. Если она выдала партизан, а она точно знала, где они находятся, может быть, ей и сохранили жизнь, стало быть, она этого не сделала. Возле переправы через реку Кубань были обнаружены части человеческого тела, куски шапок с запекшейся кровью. Все это осталось от братьев Антона, Василия и Ивана Михайловича Гонтарей, казненных белогвардейцами за активную помощь большевикам. Здесь были казнены Артамон Спиридонович Лысенко, Елисей Михайленко. Емельяна Лазько, Афанасий Руденко, Карп Чечетко. Белогвардейцы не только расстреляли и повесили преданных Советской власти станичников, но и многих подвергли жестоким избиениям и надругательствам.

Под ударами Красной армии весной 1920 г., остатки деникинской армии были сброшены в Черное море, над Екатеринодаром вновь взвилось победное знамя революции. Пришла власть Советов в станицу Старокорсунскую 20 марта 1920 г. На общем собрании граждан станицы был избран временный Революционный комитет. В его состав вошли: Артемий Зозуля избранный председателем, Михаил Войт – заместитесь председателя, Александр Демченко, являвшийся секретарем. Эта тройка сначала проводила свои заседания ежедневно, т.к. надо было многие вопросы решать впервые. Для решения хозяйственных и культурных вопросов в станице при Ревкоме постановлением №1 от 21 марта 1920 г. было образовано 7 отделов: продовольственный отдел возглавил Иван Демченко. Земельный - Матвей Ленивый, отдел народного образования – Михаил Скрипиль, транспортный – Павел Остапенко, отдел здравоохранения возглавила врач Беляева, социального обеспечения С.С. Заболотный, военный отдел возглавил лично председатель Ревкома Артемий Зозуля.

Сначала Ревком проводил работу при отсутствии партийной организации в станице. Руководство их деятельности осуществлялось через инструкторов екатеринодарского партийного комитета. 7 мая 1020 г. в станице была образована коммунистическая ячейка в количестве 6 членов и кандидатов в члены партии: И.П. Лукъянченко, П.П. Луценко, Д.К. Степаненко, С.Е. Зайцева, П.И. Михайленко. Не смотря на малочисленный состав, она сыграла большую роль в борьбе с бело-зелеными бандами.

В июне 1020 г. решением комъячейки в станице бы создан культурно-просветительный кружок. Руководителем, которого был назначен член партийной организации Д. Минаев, работавший начальником почтового отделения. Этот кружок организовал хор. Оркестр и драматическую труппу. В избе-читальни для населения ежедневно читались лекции, доклады на политические темы, а так же на антирелигиозные и агрономические темы. Большую помощь в этих вопросах оказывала партийная организация 70 военного госпиталя, находившегося в то время в станице. Они так же помогали вместе с рабочими – шефами из города Краснодара, в ремонте сельхозтехники. Ремонтных мастерских в то время в станице не было. В высшем начальном училище имелась кузнечная мастерская с семью горнами и 15 наковальнями, а кузнецов было всего 2 человека на станицу.

Через год партийная организация станицы насчитывала несколько десятков членов и кандидатов в члены РКП (б). Первыми секретарями парторганизации в разное время были: Лукьянченко П.И, Луценко П.П., Осипов Н.А, Ленивый М.

После разгрома врангелевских войск война на Кубани завершилась. Стало возможным проведение выборов в Советы народных депутатов. Ибо Ревкомы изжили себя. В Старокорсунской выборы в станичный совет прошли 19 декабря 1920г. Всего в состав станичного Совета было избрано 83 депутата. Председателем Стансовета избрали Михаила Гонтаренко.

В это время в станице в связи с засухой остро встал вопрос с продуктами питания. Промышленные товары отсутствовали. Приходилось одежду шить из самотканого холста и мешковины. Хозяйства, которые имели овец и сеяли коноплю ткали пряжу на ручных ткацких станках. Ткали полусукно и шили из него юбки, кофты, брюки-галифе и френчи. Делали деревянные сандалии или постолы из сыромятной кожи. Вместо керосиновых ламп для освещения комнат пользовались каганцами, применяли самодельные спички и кресало. Стирали белье древесной печной золой.

На территории станицы строили невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными и камышовыми крышами хаты. Жилье состояло из двух хат. «Малая» хата, или кухня, и «велика» хата или чистая половина. Кроме того имелись холодные не жилые сени. В первой комнате – «малой» хате находилась печь, длинные деревянные лавки – «лавы», небольшой круглый стол «сырно». Возле печи стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол» - деревянная кровать. Во второй комнате «великой» хате в интерьере преобладала добротная мебель: шкаф для посуды «горка», или «угольник». Комод для белья и одежды, деревянные сундуки. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами «рушниками» семейные фотографии. Они были традиционными семейными реликвиями. Красный угол где располагалась божница, состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками. Включал так же стол «угольник». Неотъемлемыми предметами жилища были: «станы» – ткацкие станки, «пряхи» – прялка, «донца» – гребни для изготовления конопляных нитей, 2буки»- бочки для отбеливания холста. Каждая усадьба огораживалась. Со стороны улицы оградой служили: глиняная стенка, «лиска» (камышовая изгородь), деревянный забор, часто делали плетеную изгородь. В каждом подворье находился колодец и летняя печь «кабица», а из хозяйственных построек – сараи, «саж» – для свиней, конюшня, «погребник». Наиболее зажиточные крестьяне имели ветряные мельницы, амбары.

Украшением жилища служили деревянные карнизы, наличники с резьбой, чаще рельефной или сквозной. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки».

Несмотря на такую бедность старокорсунцам все же удалось торжественно отпраздновать 1 мая 1021 г. Председатель Зозуля предложил всем станичникам пройти по местам, где в 1918 г. были зверски расстреляны большевики. В этот же год был заложен памятник жертвам Гражданской войны.

Категория: Прочее
28.01.2016 15:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!