СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История строительства города Козлов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале XVI века, после смуты и установления новой династии в России, появилась необходимость вновь выстраивать систему зашиты границы страны.

Проблему набегов татар пытался решить еще Иван IV. В период его правления к Русскому царству в результате военных действий (русско-казанская война 1552-1556 годов) было присоединено Казанское ханство.

Россия не только снизила проблему набегов татар, но и смогла присоединить сельскохозяйственные земли, и расширить зону своего влияния.

Следом, в 1556 году было присоединено Астраханское ханство. Россия вышла к Кавказу и лицом столкнулась с Крымским ханством и Османской империей.

Но эти расширения и присоединения, так и не решили окончательно проблему набегов. В результате продолжилась система строительства «Большой засечной черты».

С 1636-го по 1656 годы последовательно ведётся строительство протяжённой Белгородско-Симбирской укреплённой линии, именовавшейся в то время в целом «Черта» (её крупные части исследователями выделяются в отдельные черты).

Первоначально в 1637-1640 годах возводятся крепости и валы Белгородской черты. Это укреплённая линия от Ворсклы до Дона (Вольный, Белгород, Царёв Алексеев, Усерд); укреплённая линия по реке Воронеж (Острогожск, Воронеж, Орлов, Усмань, Сокольск); укреплённая линия между реками Воронеж и Цной (Козлов, Челнавский острог), построенная ряжскими воеводами И. Биркиным и М. Спешневым; укреплённая линия по реке Цна (Кузьмина Гать, Танбов, Лысые Горы, Кашматский городок), построенная шацким воеводой Р. Ф. Боборыкиным.

Впоследствии эта Черта реставрировалась, укреплялась в открытых местах валами.

Строительство Козлова. Первая половина XVII века в нашем крае была особенно беспокойной. Приходили к нам, говорит одна местная грамота 1634 года, «многие польские и литовские люди, и немцы и черкасы, и становились таборами, и к селениям приступали, и до Шацка доходили, человек по 500 и более, и был тот приход для промыслу». Следует отметить, что именно в 1634 году завершилась неудачная для России война с Польшей из Смоленска. Русская армия вынуждена была бесславно отступать от Смоленска. В самый разгар осады крепости на южные русские границы, оставшиеся беззащитными, обрушились эти набеги. Они-то во многом и сорвали планы русской военной кампании.

В 1635 году в Москву правительство вызвало опытных специалистов юга России. Они предложили построить новые крепости и перекрыть наиболее опасные пути проникновения татар и прочих инородцев на Русь. Один из таких путей лежал через р. Воронеж в районе Урляпова брода. Татары регулярно ходили этой дорогой на Рязанщину. Правительство царя Михаила Федоровича подготовило указ о строительстве нового города на Урляповом городище. Руководить строительными работами поручили опытному воеводе И.В. Биркину и его молодому зятю М. И. Спешневу.

В начале октября оба воеводы и служилые люди из Ряжска, Шацка, Лебедяни, Ельца и других городов прибыли на место. В районе старинного Урляпова городища собралось свыше шестисот служилых людей. Однако строители предложили строить город в другом месте, на р. Лесной Воронеж, в Козловом урочище. Козлово урочище считалось личным владением крестьян из соседнего с. Горетова Семена Козлова с товарищами. Мощный высокий берег, близость леса и реки создавали идеальные условия для строительства крепостных укреплений.

В воскресный день 11 октября 1635 года на Козловском урочище состоялась закладка нового города. В его названии соединились прозвище крестьянина и название местности. Строители торопились: приближалась зима. С приближением морозов основные строительные работы были прекращены и возобновились ранней весной следующего года. На берегу Лесного Воронежа взметнулись ввысь 15 деревянных башен и крепостные стены с сухим рвом. Город в плане имел вид прямоугольника с общей длиной стен почти 1,5 км. В городе насчитывалось двое проезжих ворот и одна башня с тайником, который вел к реке и использовался для снабжения гарнизона водой на случай осады. Внутри города находились изба воеводы, амбары для хранения боеприпасов, зерна, торговые лавки, слободы городских служилых людей. Крепость надежно перекрыла татарские пути на русские земли.

Не оставлялась и сторожевая служба. С весны и до поздней осени на границе несли сторожевую службу разъезды. Обычно они состояли из шести человек. Двое устраивались на вышке или высоком дереве и следили за степью, остальные по двое разъезжались в разные стороны и осматривали степь на 10-20 верст. Если на горизонте появлялась туча пыли, поднятая конями нападающих, дозорные тотчас же зажигали на вышках костры и спешили известить население о вражеском набеге. Люди укрывались в лесах или за стенами городков.

Меры эти приносили свои плоды. Так, в 1635 году к реке Вороне «пришли татаровя, человек 300 и больши, и долго стояли и бою не приняли и ушли в степь. А догоняли их тамбовские атаманы и племянники атаманские и казаки и иные воинские люди…»[1].

Разрядный приказ дает воеводам более детальное распоряжение, чем то, которое давалось до начала строительства города, о расселении «охочих людей», которые «учнут приходить в город на поселения и записываться в разные службы. тем жилецким людям под дворы места велено давать в городе по кольку сажень пригоже». Поскольку место внутри города было небольшим, то было предложено для того, чтобы расселить всех горожан, давать им земли за крепостными укреплениями, в слободах. Разряд пишет: «В городе вам жилецких людей дворами устроить немочно, для того, что в приход воинских людей жилецким людям даетца под дворы земли в длину по 20 сажень, а поперег по 10 сажень. А для осадного времени в городе ставят клети.». Слободы имели свои дополнительные укрепления. В указе говорится: «Около слобод для береженмя от приходу воинских людей велети есте сделати надолбы и всякие крепости».

Этот документ свидетельствует о том, что одновременно с крепостными укреплениями и храмами закладывались, строились и укреплялись слободы. Город сразу планировался со всеми составляющими его элементами.

Воеводы Козлова определяют, что поля для горожан будут расположены «в русскую сторону», Разряд с этим соглашается. Под пашни выбирается степь, которая крупным массивом 15 верст шириной и 20 верст длиной — прилегает к большому воронежскому лесу. Лес предлагается использовать для создания там сторожевых постов[1].

Для строительства города первоначально присланных плотников не хватало, и, поскольку строительство могло затянуться, что было крайне нежелательно, по просьбе И. Биркина в Козлов были присланы из окрестных городов еще плотники. Документы называют имена воронежцев Лариона Курапова, Бориса Долгова и Афанасия Гробовникова.

До наступления холодов строительство стен было завершено, осталось сделать тайник и верхние части башен. 19 ноября из Воронежа в Козлов была послана «вторая перемена» строителей 170 человек, которые уже в зимнее время завершили строительство.

По завершении строительства Козлова Биркину предлагается ехать на Челновую для организации там прилежащих к городу крепостных укреплений. С декабря 1635 г. И. Биркин повел разведку местности восточнее Козлова, между рекой Польным Воронежем и рекой Челновой. Между И. Биркиным, опытным стратегом и фортификатором, и Разрядом завязывается переписка по поводу предлагаемого Биркиным укрепления этой местности. Биркин предлагает построить деревянную стену или земляной вал, но сам склоняется более к строительству земляного вала. По его мнению, деревянная стена могла пострадать от пожара и более подвержена всяким изъянам, чем земляной вал. К этому же мнению присоединился и привлеченный на консультацию думными дьяками Разрядного приказа И. Гавреневым и Г. Ларионовым голландский инженер Ян Корнелиус.

Постановление о строительстве Козловского земляного вала было принято Боярской думой. 3 марта 1636 г.11. Число строителей для возведения земляного вала было значительно увеличено, и было разрешено использовать и крепостных крестьян, что видно из переписки И. Биркина с воеводами других городов.

Стоит отметить, что особую роль в жизнь города и его развитие внес Р. Ф. Боборыкин. В 1647 году вновь посылают на юг сраны. Он должен был сменить воеводу Ф.И. Погожево в Козлове.

Р.Ф. Боборыкин приехал в Козлов 25 января 1647 г., на следующий день новому воеводе были переданы городовые ключи, ключи от зелейного погреба и наряда и деньги из государевой казны. Окончательно принял город Р.Ф. Боборыкин у Ф.И. Погожево 2 февраля, то есть на все процедурные вопросы ушла ровно одна неделя[2].

За короткий период, пребывания на посту воеводы в Козлове, Р.Ф. Боборыкин, сделал из плохо оснащенный крепости, реальную защитную преграду для татар.

Он создал вал, построил дополнительные укрепления, пытался улучшить снабжение и саму систему функционирования работы в Козлове. Нередко вкладывал свои деньги при проведении работ.

В дальнейшем город развивался успешно. Нередко быстрее Тамбова.

Академик Фальк, посетивший Козлов в 1769 году, нашёл, что он был обширнее и многолюднее, нежели Тамбов, но выстроен хуже и его жители занимались более сельскими промыслами, хотя в нём и насчитывалось 1064 купца. В 1779 году Козлов получил статус уездного города Тамбовского наместничества.

В XIX веке в Козлове процветала торговля. Во второй половине XIX возникает переработка сельскохозяйственного сырья (мельницы, скотобойни, винокуренный и салотопенные заводы, табачные фабрики, элеватор). К концу века в Козлове было два чугунолитейных завода, колокольный завод, крупные железнодорожные мастерские. Город становится транспортным узлом. Статус транспортного узла сохраняется и сейчас.

В 1932 году в честь учёного-селекционера Ивана Владимировича Мичурина (ещё при его жизни) город Козлов был переименован в Мичуринск.

История Россия всегда отличалась от Запада или Востока. Нашей стране приходилось и приходится, постоянно оборонятся от нападок и защищать страну.

История строительства Козлова (Мичуринска) яркий пример того, как страна вырабатывала стратегию и систему обороны рубежей.

Крепость - ставшая город, имеет немалое значение и сейчас. В городе развиваются учебные заведения, сохраняется особый уклад жизни. Имеются архитектурные сооружения разных периодов.

Пусть Козлов не став центром губернии, что было бы логичнее. Он сохранил свой особый статус в истории нашего региона, страны.

Город помог расширить границы Русского царства на юг. Страна получила в оборот черноземные земли, защиту и новые векторы движения.

Строительство, которое шло трудно и долго, все же было осуществлено.

Сейчас мы понимаем значение, которое имел город. Но и в настоящее время Мичуринск, представляет из себя, крупный цент в качестве сельскохозяйственного «науко-града» и транспортной артерии Черноземья и ЦФО.

[1] Яковлев А. Засечная черта Московского государства в XVII в., М., 1916.

[2] Ю.А. Мизис. Воевода Московского царства (Р.Ф. Боборыкин на государевой службе). – Тамбов, ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2012. – 368 с., цв. Вкл. 16 с.

[1] Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993, с. 364.

29.01.2020 22:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП