СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Практически 80% детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.
У большей части наших воспитанников ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются грубые фонетико – фонематические нарушения, в значительной степени страдает внешнее оформление речи (выразительность, эмоциональность), связная речь отличается употреблением не более одно – двухсложных предложений, отсутствуют развернутые рассказы. Дети практически не используют в общении с взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действия и выразительным средством, используемым зрячими.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я отметила для себя, что развитие словесного творчества старших дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-эстетической деятельности.
Данный вывод обусловил выбор моей углубленной темы: «Развитие словесного творчества старших дошкольников на основе полихудожественности».
Анализ состояния проблемы по художественно-речевому развитию детей в практике работы современных дошкольных учебных заведений позволил мне определить цели и задачи своей работы.
Цели:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства;
- овладение новыми методами, формами, приемами обучения и воспитания;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новых педагогических технологий и методик.
Задачи:
- приобщение детей к миру искусства;
- развитие словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления их с искусством, умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи; «чувства языка»; желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); коммуникабельности, умения общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях;
- формирование четкой, грамотной речи; восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы; эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством; культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи;
- воспитание любви и интереса к художественному слову, нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения, эмоционального отклика и умения давать оценку доступным произведениям искусства;
- интеграция форм речевого развития во все виды деятельности.
Предварительной работой перед началом моей работыпо теме самообразования стало знакомство с авторскими работами лучших педагогов по вопросу развития словесного творчества старших дошкольников на основе полихудожественности.Построение своей работы веду с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с программой специальных образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения), под редакцией Л. И. Плаксиной, основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 «Розочка» г. Евпатория Республики Крым, рабочей программой образовательной деятельности в старшей группе «Фиалка», региональной программой «Крымский веночек», программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки».
В процессе работы над темой я изучала методическую литературу, познакомилась со статьями в журналах, посещала организованную образовательную деятельность у коллег, получала консультации у специалистов нашего дошкольного учреждения.
В процессе использования в работе по развитию словесного творчества разнообразных форм художественно-речевого развития, в нашей группе в соответствии с возрастными особенностями детей была создана предметно-игровая среда, включающая разнообразный дидактический материал: различные виды театров, которые делают сами дети с родителями; шапочки; иллюстративный материал; дидактические игрушки; детские музыкальные инструменты, костюмы персонажей сказок; куклы из нетрадиционных материалов и т.д.
Значимое место в предметно-развивающей среде группы занимает книжный уголок, в котором детская литература и иллюстрации выставляются в соответствии с лексической темой недели или каким-либо значимым событием. Также с учетом возрастной группы и в соответствии с памятными датами уголок обновляется портретами детских писателей и художников-иллюстраторов.
Результаты проводимой мною работы подтверждают целесообразность выбранного направления:
- речь детей становится связной, выразительной, расширяется их словарный запас;
- дети становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать;
- охотно составляют рассказ или сказку на тему,выражают свои впечатления более ярко и образно;
- дети более уверенно используют невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);
- у детей появился интерес к искусству в целом.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что решение задач по развитию словесного творчества старших дошкольников на основе полихудожественности способствует развитию их творческих и интеллектуальных способностей, речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, любовь к родному краю, к его истории, природе, труду людей, воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка.
В ходе работы над темой, мною создана методическая копилка по образовательной деятельности детей младшего - старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с искусством; подобраны иллюстративный материал, дидактические игры, различные виды театров.
© 2017, Пилипенко Ольга Владимировна 355