СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы преподавателя ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

преподавателя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

средней школы №17 г.Сызрани, Самарской области

Никитина Сергея Эриксоновича.

 

В школе начал свою трудовую деятельность в 1995 году после окончания службы в Вооруженных силах РФ. В армии прошел путь от курсанта Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков до старшего преподавателя – начальника парашютно-десантной службы Уфимского ВВАУЛ. Случилось так, что по окончании училища в 1978 году и до увольнения из армии в 1995 году занимался обучением курсантов и летного состава полетам на вертолетах,  выполнению парашютных прыжков и боевому выживанию.

После окончания училища меня направили для дальнейшего прохождения службы в Саратовское ВВАУЛ на должность летчика-инструктора, где занимался обучением курсантов технике пилотирования на вертолете Ми-2. После этого была служба в Уфимском ВВАУЛ уже на должностях преподавателя, затем старшего преподавателя кафедры аэродинамики и динамики полета, Начальника парашютно-десантной службы училища. За период службы налетал более 3000 часов на вертолетах Ми-2 и Ми-8 и выполнил 1000 прыжков с парашютом. Как летчиком –инструктором мною было подготовлено и выпущено в самостоятельные полеты 36 курсантов, ни один из них не был отчислен. Многие из них были участниками боевых действий в Афганистане, ликвидировали последствия на Чернобыльской АЭС и сейчас выполняют задачи по всей России и на Северном Кавказе.

 

         Предмет «Основы безопасности» относительно новая дисциплина в школьной программе. В 1995 году, когда я начинал свою школьную деятельность, остро не хватало литературы, методических пособий по ОБЖ, но была программа и была задача обучить наших детей безопасно жить в окружающем нас мире. Знания, опыт и навыки, полученные в период службы в Вооруженных силах, позволили быстро сориентироваться в сложившейся ситуации и быстро включиться в работу.

         На сегодняшний день вопрос культуры безопасного поведения человека стоит особенно остро. Поэтому обучение вопросам безопасности в нашей школе ведется во всех классах с 1 по 11. Непосредственно со всеми учащимися у меня уроков нет. С ними проводят занятия учителя предметники и классные руководители.  А в свою очередь с педагогами занятия провожу я на совещаниях учителей, педагогических советах, плановых методических занятиях, открытых уроках и занятиях по Гражданской защите. Кроме этого проводим много внеклассных мероприятий:  месячники Гражданской защиты и военно-патриотического воспитания, «Дни защиты детей», «Дни здоровья, спорта и здорового образа жизни» и др.

         Для повышения качества обучения использую в своей работе все формы и методы обучения:

Традиционный метод – незаменим во все времена. Необходимо объяснить, рассказать и конечно проконтролировать, как материал был усвоен. После чего отработать полученные теоретические знания практически. Информационно-коммуникационный метод – в век компьютерных технологий просто необходим. Позволяет получить или обменяться любой информацией, провести оперативный контроль знаний и предоставляет неограниченные возможности для самостоятельной работы. Применяю их на самых разных этапах образовательного процесса и в самых разных направлениях применения – от использования в работе готовых решений до разработки собственных, от поиска информации в Интернете и до организации самостоятельных проектов. Например, на уроках в 8-х, 10 – 11 классах используются компьютеры в качестве информационной поддержки. Учащиеся готовят мультимедийные презентации и видеоролики. Для подбора информации и самообразования используют ресурсы сервиса Интернета. Применяются информационные технологии и в качестве тестирования  учащихся, всего за несколько минут можно оценить уровень знаний ребят по предмету. Это нравится ученикам  и экономит полезное время на уроке. Использование наглядного материала, который создан с помощью информационных технологий, дает возможность визуальной поддержке на уроках и внеклассных мероприятиях.

Презентации созданные учащимися: «Биологическое оружие», «Стрелковое оружие», «Современная  боевая техника», «Кабинет ОБЖ»,«Химическое оружие», «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях», «Основы защиты населения», «Самооборона и ее пределы», «Вредные привычки», «Боевая техника РА», «Раны. Кровотечения» и др.

Видеоролики созданные учащимися: «Пожарная безопасность глазами детей» «Ко дню Победы», «Мир вокруг нас»

Метод проектов – позволяет учащимся самостоятельно индивидуально или в группе раскрыть наиболее проблемный вопрос и обсудить его в классе.

Проекты, созданные учащимися:

- «Проблемы наркомании среди молодёжи». -«Защита населения в мирное и военное время от воздействия чрезвычайных ситуаций». -«Современное стрелковое оружие». -«Государственные награды за воинские отличия». «Формирование здорового образа жизни». - «Проблемы наркомании среди молодёжи». -«Защита населения в мирное и военное время от воздействия чрезвычайных ситуаций». -«Современное стрелковое оружие». -«Государственные награды за воинские отличия». «Формирование здорового образа жизни». -«Воспитание военнослужащих на боевых традициях Вооруженных Сил Российской Федерации». -«Физическая подготовка иностранных армий». -«Ядерное оружие». -«Брак и семья». -«Приборы радиационной разведки» и другие.

 

Здоровьесберегающие технологии которые позволяют добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников – эта система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эта система состоит из методов,  приемов, которые проходят через:

плановые уроки по ОБЖ – раздел «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»  

в 8 классе 6 часов учебного времени на раздел, в 10 классе 9 часов учебного времени на раздел, в 11 классе 14 часов учебного времени на раздел;

проведение внеклассных мероприятий

«Дни здоровья» (2 раза в год: в зимний и весенний период), проведение декады физической культуры и ОБЖ, проведение конкурсов «А ну-ка, парни!», «Богатырские потешки», «Веселые старты» с привлечением родителей, «Школа безопасности», «Санитарных дружин», «Меткий стрелок», проведение «Дня защиты детей», игры «Зарница», участие в городских конкурсах «Безопасное колесо», «Конкурс пожарных дружин», «Орленок», «Патриоты России», «Школа безопасности»;

пропаганда здорового образа жизни

проведение бесед, викторин, конкурсов плакатов, организация встреч с медицинскими работниками, просмотр видеофильмов и презентаций;

проведение мониторингов по изучению состояния здоровья учащихся.

 

Раздел «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» логически связан с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с такими, как «Физическая культура», «Биология», «Экология». Большинство внеклассных мероприятий проводится совместно с учителями физической культуры. Такая работа дает положительные результаты в физическом состоянии учащихся и стимулирует их к занятиям физической культурой и спортом.

 

         Для повышения качества обучения использую в своей работе все новые технологии в методике преподавания предмета. Наряду с коллективной формой обучения использую индивидуальную работу и работу в группах. Повышение усвояемости материала невозможно без учета личностных особенностей учащихся, их знаний по другим предметам: физике, химии, биологии, граждановедению, литературе, истории.

         Успехов в усвоении курса ОБЖ можно достичь, только заинтересовав учащихся предметом и научив их самостоятельно работать над предлагаемыми темами. Результатов долго ожидать не приходится. Качество обучения на протяжении нескольких лет составляет 100%.

 

         Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утверждённая федеральным законом, определяет, каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества:

-высокообразованный,

-физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.

Задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ ”О воинской обязанности и военной службе” в редакции 1998 года.

В школе ведется учебная работа, мероприятия  военно-патриотического и морально-психологического характера, направленные на качественную подготовку юношей к службе в вооруженных силах России:

плановые занятия по ОБЖ, разделы: «Основы военных знаний» и «Основы здорового образа жизни»; интегрированные уроки физическая культура+ОБЖ; история +ОБЖ;

биология +ОБЖ; химия +ОБЖ и др.

Кружковая работа

Внеклассные мероприятия Военно-спортивные мероприятия и соревнования.

 

Проведение внеклассных мероприятий

Проведение декады физической культуры и ОБЖ Проведение конкурсов и игр «А ну-ка, парни!», «Богатырские потешки», «Веселые старты», «Школа безопасности», «Меткий стрелок», «Лабиринт», «Зарница»; Проведение «Дней защиты Детей», «Дней здоровья», «Дней гражданской обороны» Проведении школьных этапов и участие в городских соревнованиях «Безопасное колесо», «Дружин юных пожарных», «Орленок», «Разведчик», «Патриоты России». Активное участие в учащихся 10 классов в учебных военных сборах и тесное взаимодействие с отделом военного комиссариата при проведении мероприятий сборов.

 

Военно-патриотическое воспитание, подготовка молодых людей к службе в ВС и силовых структурах РФ  составная часть сложного воспитательного процесса и начинать его нужно как можно раньше, с приходом ребенка в школу, с первого класса.

 

Воспитательная работа с молодёжью проводится при тесном сотрудничестве с местными органами исполнительной и законодательной власти, ветеранскими организациями и родительской общественностью. При их помощи был произведен капитальный ремонт и обновлена материальная база кабинета ОБЖ.  Депутат Думы г.о. Сызрань Ананьев С.Н. преподнес ценное методическое пособие – макет автомата Калашникова – АК-74, который активно используется при проведении различных мероприятий в школе.

Так же огромная воспитательная работа проводится при поддержке руководящего состава частей Сызранского гарнизона и филиала Военного Учебного Научного Центра  ВВС ВВА им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина.

Частые гости в школе неоднократные чемпионы мира по вертолетному спорту полковник Васильев П.В.и полковник Дегтярь В.В., недавний начальник профессионального отбора училища, нынешний шеф-пилот «ООО Вертикаль» подполковник Охотин В.В., участник боевых действий в ДРА подполковник Дацюк А.Н. и многие др.

 

Выпускники нашей школы практически ежегодно поступают в военно-учебные заведения МО и МВД. Некоторые из них уже в офицерском звании часто посещают школу, например Начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы капитан Никитин С.С. и Штурман звена вертолётной эскадрильи  капитан Илюшин Р.Ю. выпускники 2001 года, летчик –штурман  лейтенант И.А.Кочнев.  Другие только еще постигают основы военного мастерства: курсанты 5 курса филиала ВУНЦ Новиков Максим и Оськин Павел, недавно уволившиеся из рядов ВС РФ , выпускник 2011 года  – Вишняков Илья.

 Юноши выпускных классов участвуют в окружном смотре – конкурсе по общефизической подготовке.

                   Для воспитания гармоничной, физически здоровой личности, умеющей быстро принимать решения, ориентироваться в любой сложной ситуации в школе готовим команды для участия в различных играх и состязаниях. Традиционной стала игра для старшеклассников в канун Дня защитника Отечества «А ну-ка, парни!».

Ежегодно принимаем участие в окружных соревнованиях: «Орленок»,»Патриоты России»,  Юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо», пожарно-прикладному спорту, «Школа безопасности». При проведении этих мероприятий проблем с комплектованием не бывает – очень много детей желает участвовать, приходится устраивать конкурсные отборы.

         Качественное обучение предполагает наличие определенной материальной базы. И такая база в школе имеется. При поддержке администрации был создан кабинет ОБЖ в 1996-1997гг. В последующие годы кабинет постоянно модернизировался, совершенствовался. При проверке методической базы осенью 2005 года кабинет получил высокую оценку руководства города Сызрани и Региональной комиссии ГОЧС. В 2009 году в кабинете был произведен капитальный ремонт и заменена на новую мебель.  В феврале 2010 года кабинет обновленный, с новыми наглядными пособиями и новыми техническими средствами обучения распахнул двери ученикам школы и гостям.

На сегодняшний день методическая база школы, имеет все необходимое для качественной подготовки учащихся по вопросам ОБЖ и основ военной службы. На базе школы регулярно проводятся различные мероприятия городского уровня, Западного управления Министерства образования. (Совещания, мастер-классы, открытые уроки, методические советы преподавателей ОБЖ, и д.р.), Отдела военного комиссариата Самарской области по г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому р-нам.

Категория: ОБЖ
08.01.2015 20:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП