СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из опыта работы
преподавателя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
средней школы №17 г.Сызрани, Самарской области
Никитина Сергея Эриксоновича.
В школе начал свою трудовую деятельность в 1995 году после окончания службы в Вооруженных силах РФ. В армии прошел путь от курсанта Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков до старшего преподавателя – начальника парашютно-десантной службы Уфимского ВВАУЛ. Случилось так, что по окончании училища в 1978 году и до увольнения из армии в 1995 году занимался обучением курсантов и летного состава полетам на вертолетах, выполнению парашютных прыжков и боевому выживанию.
После окончания училища меня направили для дальнейшего прохождения службы в Саратовское ВВАУЛ на должность летчика-инструктора, где занимался обучением курсантов технике пилотирования на вертолете Ми-2. После этого была служба в Уфимском ВВАУЛ уже на должностях преподавателя, затем старшего преподавателя кафедры аэродинамики и динамики полета, Начальника парашютно-десантной службы училища. За период службы налетал более 3000 часов на вертолетах Ми-2 и Ми-8 и выполнил 1000 прыжков с парашютом. Как летчиком –инструктором мною было подготовлено и выпущено в самостоятельные полеты 36 курсантов, ни один из них не был отчислен. Многие из них были участниками боевых действий в Афганистане, ликвидировали последствия на Чернобыльской АЭС и сейчас выполняют задачи по всей России и на Северном Кавказе.
Предмет «Основы безопасности» относительно новая дисциплина в школьной программе. В 1995 году, когда я начинал свою школьную деятельность, остро не хватало литературы, методических пособий по ОБЖ, но была программа и была задача обучить наших детей безопасно жить в окружающем нас мире. Знания, опыт и навыки, полученные в период службы в Вооруженных силах, позволили быстро сориентироваться в сложившейся ситуации и быстро включиться в работу.
На сегодняшний день вопрос культуры безопасного поведения человека стоит особенно остро. Поэтому обучение вопросам безопасности в нашей школе ведется во всех классах с 1 по 11. Непосредственно со всеми учащимися у меня уроков нет. С ними проводят занятия учителя предметники и классные руководители. А в свою очередь с педагогами занятия провожу я на совещаниях учителей, педагогических советах, плановых методических занятиях, открытых уроках и занятиях по Гражданской защите. Кроме этого проводим много внеклассных мероприятий: месячники Гражданской защиты и военно-патриотического воспитания, «Дни защиты детей», «Дни здоровья, спорта и здорового образа жизни» и др.
Для повышения качества обучения использую в своей работе все формы и методы обучения:
Традиционный метод – незаменим во все времена. Необходимо объяснить, рассказать и конечно проконтролировать, как материал был усвоен. После чего отработать полученные теоретические знания практически. Информационно-коммуникационный метод – в век компьютерных технологий просто необходим. Позволяет получить или обменяться любой информацией, провести оперативный контроль знаний и предоставляет неограниченные возможности для самостоятельной работы. Применяю их на самых разных этапах образовательного процесса и в самых разных направлениях применения – от использования в работе готовых решений до разработки собственных, от поиска информации в Интернете и до организации самостоятельных проектов. Например, на уроках в 8-х, 10 – 11 классах используются компьютеры в качестве информационной поддержки. Учащиеся готовят мультимедийные презентации и видеоролики. Для подбора информации и самообразования используют ресурсы сервиса Интернета. Применяются информационные технологии и в качестве тестирования учащихся, всего за несколько минут можно оценить уровень знаний ребят по предмету. Это нравится ученикам и экономит полезное время на уроке. Использование наглядного материала, который создан с помощью информационных технологий, дает возможность визуальной поддержке на уроках и внеклассных мероприятиях.
Презентации созданные учащимися: «Биологическое оружие», «Стрелковое оружие», «Современная боевая техника», «Кабинет ОБЖ»,«Химическое оружие», «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях», «Основы защиты населения», «Самооборона и ее пределы», «Вредные привычки», «Боевая техника РА», «Раны. Кровотечения» и др.
Видеоролики созданные учащимися: «Пожарная безопасность глазами детей» «Ко дню Победы», «Мир вокруг нас»
Метод проектов – позволяет учащимся самостоятельно индивидуально или в группе раскрыть наиболее проблемный вопрос и обсудить его в классе.
Проекты, созданные учащимися:
- «Проблемы наркомании среди молодёжи». -«Защита населения в мирное и военное время от воздействия чрезвычайных ситуаций». -«Современное стрелковое оружие». -«Государственные награды за воинские отличия». «Формирование здорового образа жизни». - «Проблемы наркомании среди молодёжи». -«Защита населения в мирное и военное время от воздействия чрезвычайных ситуаций». -«Современное стрелковое оружие». -«Государственные награды за воинские отличия». «Формирование здорового образа жизни». -«Воспитание военнослужащих на боевых традициях Вооруженных Сил Российской Федерации». -«Физическая подготовка иностранных армий». -«Ядерное оружие». -«Брак и семья». -«Приборы радиационной разведки» и другие.
Здоровьесберегающие технологии которые позволяют добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников – эта система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эта система состоит из методов, приемов, которые проходят через:
плановые уроки по ОБЖ – раздел «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»
в 8 классе 6 часов учебного времени на раздел, в 10 классе 9 часов учебного времени на раздел, в 11 классе 14 часов учебного времени на раздел;
проведение внеклассных мероприятий
«Дни здоровья» (2 раза в год: в зимний и весенний период), проведение декады физической культуры и ОБЖ, проведение конкурсов «А ну-ка, парни!», «Богатырские потешки», «Веселые старты» с привлечением родителей, «Школа безопасности», «Санитарных дружин», «Меткий стрелок», проведение «Дня защиты детей», игры «Зарница», участие в городских конкурсах «Безопасное колесо», «Конкурс пожарных дружин», «Орленок», «Патриоты России», «Школа безопасности»;
пропаганда здорового образа жизни
проведение бесед, викторин, конкурсов плакатов, организация встреч с медицинскими работниками, просмотр видеофильмов и презентаций;
проведение мониторингов по изучению состояния здоровья учащихся.
Раздел «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» логически связан с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с такими, как «Физическая культура», «Биология», «Экология». Большинство внеклассных мероприятий проводится совместно с учителями физической культуры. Такая работа дает положительные результаты в физическом состоянии учащихся и стимулирует их к занятиям физической культурой и спортом.
Для повышения качества обучения использую в своей работе все новые технологии в методике преподавания предмета. Наряду с коллективной формой обучения использую индивидуальную работу и работу в группах. Повышение усвояемости материала невозможно без учета личностных особенностей учащихся, их знаний по другим предметам: физике, химии, биологии, граждановедению, литературе, истории.
Успехов в усвоении курса ОБЖ можно достичь, только заинтересовав учащихся предметом и научив их самостоятельно работать над предлагаемыми темами. Результатов долго ожидать не приходится. Качество обучения на протяжении нескольких лет составляет 100%.
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утверждённая федеральным законом, определяет, каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества:
-высокообразованный,
-физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.
Задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ ”О воинской обязанности и военной службе” в редакции 1998 года.
В школе ведется учебная работа, мероприятия военно-патриотического и морально-психологического характера, направленные на качественную подготовку юношей к службе в вооруженных силах России:
плановые занятия по ОБЖ, разделы: «Основы военных знаний» и «Основы здорового образа жизни»; интегрированные уроки физическая культура+ОБЖ; история +ОБЖ;
биология +ОБЖ; химия +ОБЖ и др.
Кружковая работа
Внеклассные мероприятия Военно-спортивные мероприятия и соревнования.
Проведение внеклассных мероприятий
Проведение декады физической культуры и ОБЖ Проведение конкурсов и игр «А ну-ка, парни!», «Богатырские потешки», «Веселые старты», «Школа безопасности», «Меткий стрелок», «Лабиринт», «Зарница»; Проведение «Дней защиты Детей», «Дней здоровья», «Дней гражданской обороны» Проведении школьных этапов и участие в городских соревнованиях «Безопасное колесо», «Дружин юных пожарных», «Орленок», «Разведчик», «Патриоты России». Активное участие в учащихся 10 классов в учебных военных сборах и тесное взаимодействие с отделом военного комиссариата при проведении мероприятий сборов.
Военно-патриотическое воспитание, подготовка молодых людей к службе в ВС и силовых структурах РФ составная часть сложного воспитательного процесса и начинать его нужно как можно раньше, с приходом ребенка в школу, с первого класса.
Воспитательная работа с молодёжью проводится при тесном сотрудничестве с местными органами исполнительной и законодательной власти, ветеранскими организациями и родительской общественностью. При их помощи был произведен капитальный ремонт и обновлена материальная база кабинета ОБЖ. Депутат Думы г.о. Сызрань Ананьев С.Н. преподнес ценное методическое пособие – макет автомата Калашникова – АК-74, который активно используется при проведении различных мероприятий в школе.
Так же огромная воспитательная работа проводится при поддержке руководящего состава частей Сызранского гарнизона и филиала Военного Учебного Научного Центра ВВС ВВА им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина.
Частые гости в школе неоднократные чемпионы мира по вертолетному спорту полковник Васильев П.В.и полковник Дегтярь В.В., недавний начальник профессионального отбора училища, нынешний шеф-пилот «ООО Вертикаль» подполковник Охотин В.В., участник боевых действий в ДРА подполковник Дацюк А.Н. и многие др.
Выпускники нашей школы практически ежегодно поступают в военно-учебные заведения МО и МВД. Некоторые из них уже в офицерском звании часто посещают школу, например Начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы капитан Никитин С.С. и Штурман звена вертолётной эскадрильи капитан Илюшин Р.Ю. выпускники 2001 года, летчик –штурман лейтенант И.А.Кочнев. Другие только еще постигают основы военного мастерства: курсанты 5 курса филиала ВУНЦ Новиков Максим и Оськин Павел, недавно уволившиеся из рядов ВС РФ , выпускник 2011 года – Вишняков Илья.
Юноши выпускных классов участвуют в окружном смотре – конкурсе по общефизической подготовке.
Для воспитания гармоничной, физически здоровой личности, умеющей быстро принимать решения, ориентироваться в любой сложной ситуации в школе готовим команды для участия в различных играх и состязаниях. Традиционной стала игра для старшеклассников в канун Дня защитника Отечества «А ну-ка, парни!».
Ежегодно принимаем участие в окружных соревнованиях: «Орленок»,»Патриоты России», Юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо», пожарно-прикладному спорту, «Школа безопасности». При проведении этих мероприятий проблем с комплектованием не бывает – очень много детей желает участвовать, приходится устраивать конкурсные отборы.
Качественное обучение предполагает наличие определенной материальной базы. И такая база в школе имеется. При поддержке администрации был создан кабинет ОБЖ в 1996-1997гг. В последующие годы кабинет постоянно модернизировался, совершенствовался. При проверке методической базы осенью 2005 года кабинет получил высокую оценку руководства города Сызрани и Региональной комиссии ГОЧС. В 2009 году в кабинете был произведен капитальный ремонт и заменена на новую мебель. В феврале 2010 года кабинет обновленный, с новыми наглядными пособиями и новыми техническими средствами обучения распахнул двери ученикам школы и гостям.
На сегодняшний день методическая база школы, имеет все необходимое для качественной подготовки учащихся по вопросам ОБЖ и основ военной службы. На базе школы регулярно проводятся различные мероприятия городского уровня, Западного управления Министерства образования. (Совещания, мастер-классы, открытые уроки, методические советы преподавателей ОБЖ, и д.р.), Отдела военного комиссариата Самарской области по г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому р-нам.
© 2015, Никитин Сергей Эриксонович 1839