СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мне всегда хотелось сделать процесс обучения творческим, интересным и увлекательным, чтобы избежать скуки и рутины на уроке и преподавать так, чтобы это было эффективно и ярко, чтобы детям хотелось приходить на мои уроки английского языка и узнавать что-то новое. Поэтому я уделяла и уделяю внимание использованию информационно-коммуникационных технологий. Их применение на уроках английского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку. Эту технологию я применяю в течение 10 лет. Не смотря на это, я наблюдаю снижение мотивации к учению, школьные перегрузки, массовое нездоровье, снижение работоспособности обучающихся на уроке: ученику лень поднять руку, быть активным на занятии. Мне захотелось попробовать ещё что- то, что «расшевелит это дремлющее царство». Поэтому я начала использовать одну из современных интерактивных технологий обучения технологию модерации. Она позволила значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Её эффективность определяется тем, что используемые приёмы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде, исследовательских и проектировочных умений. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Познакомившись с интересными методиками, и применяя это в течение года на практике, я могу сказать, что модерация – это именно то, что нужно мне и моим ученикам. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Она позволила повысить результативность и качество образовательного процесса и способствовала гармоничному встраиванию активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс. При использовании технологии модерации принципиально меняется и моя роль как учителя. Я становлюсь консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение ко мне обучающихся. При использовании активных методов обучения и модерации меняется роль обучающегося – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. А это намного интереснее, чем выполнять команды учителя. Именно этому способствуют принципы модерации: • структурированность (всё содержание урока рационально делится на чётко определённые части); • систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока); • комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся) • прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его результаты). Каждый урок я строю в соответствии с этапами модерации: Этап № 1. Инициация (начало урока) На первом этапе создаю эмоциональный настрой на урок: поём песни, проводим весёлые фонетические зарядки, ролевые игры, скороговорки, разыгрываем ситуации из жизни (неожиданная СМС, телефонный звонок, телеграмма ). Этап № 2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока) Нацеливание на урок обязательно делаю нескучным и увлекательным: показ презентации, видеоролика, найденного в интернете или сделанного мною или обучающимися, работа с таблицей, где зашифрована тема урока, небольшой кроссворд. Вариантов множество. Этап № 3. Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока). На третьем этапе модерации я использую такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как «Фруктовое дерево», «Рождественская ёлка» или «Рыболовная сеть», но больше мне нравится «Сотовый телефон», т. к. это ближе к реальной жизни. В методе «Сотовый телефон» ожидания и опасения – это смайлики с разными улыбками и разного цвета. Детям предлагаются комплекты смайликов с заранее заготовленными ожиданиями и опасениями, например: жёлтый -I want to know (Я хочу знать); бледно розовый - I like the theme Мне нравится тема); ярко розовый – I know well (Я знаю хорошо); синий – It’s boring (Скучно); зелёный – It’s funny (Это весело); фиолетовый- I don’t understand (Я не понимаю). Фантазировать с надписями на смайликах можно до бесконечности. Дети выбирают 1 - 2 по своим ощущениям и вывешивают их на листок бумаги в виде сотового телефона. Этот этап занимает не более 2-3 минут, но эмоционально положительно настраивает ребят на работу. Этап № 4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации) Целью этого этапа становится эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого подбираю качественные источники информации (учебник, интернет, справочники, раздаточный материал). На этом этапе целесообразно применять такие формы групповой работы, как общая дискуссия, brainstorming (мозговой штурм), – всё, что предполагает коллективное обсуждение конкретной проблемы с взаимообменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Этап № 5. Эмоциональная разрядка (разминка) Этот этап широк, многообразен и всегда положительно эмоционально окрашен. На уроке в начальной школе вместе с обучающимися поем песенки-зарядки или стишки с движениями. У старших детей всегда короткая весёлая игра, произнесение скороговорки, игра с движениями, шуточные диалоги. Дети должны отвлечься и переключиться на новый вид работы более сложный и важный (проработка темы). Этап № 6. Проработка содержания темы. На этом этапе обучающиеся работают в малых группах, иногда сменных. Формы работы подбираю разные (мозговой штурм, кластеры, игры, брейн- ринги). Главное, чтобы они способствовали развитию коммуникативных способностей и навыков работы в команде, т.к. процесс совместной работы способствует снятию барьеров общения, создаёт условия для развития творческого мышления Этап №7. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) На моих уроках в начальной школе ребята оценивают урок и свои достижения в нём выбором цвета какого-нибудь фрукта (метод «Фруктовое дерево»), цветка или флажка, которые предлагаются им в качестве раздаточного материала. Старшим школьника я предлагаю продолжить послание смайликов на другой телефон, что позволяет сравнить изменения их настроения и понимания учебного материала в конце урока. Школьники любого возраста с удовольствием «встают в рефлексивный круг», где все вместе стараются осмыслить результат, а учитель обобщает сказанное и делает выводы. Анализируя этапы, которым я следую в своём уроке, становится понятно что мне это позволяет уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая гарантированное достижение целей урока и комфортное, увлечённое обучение. Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе дают мне возможность: • стимулировать рост самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты обучения; • согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями обучающихся; • обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; • воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
© 2017, Ларина Светлана Анатольевна 1370