СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение актуальности педагогической профессии среди учащихся разных возрастов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ А.Д.Уханова, учитель начальных классов

На базе качественного изменения всей психической жизни в раннем юношеском возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и самому себе. Юность — это период перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости. В этот период возникает особое личностное новообразование – профессиональное самоопределение. Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени. Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность [2]. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей, а также существующей системы разделения труда. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение - это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [3,4].

Различные аспекты становления профессионального самосознания раскрывают в своих работах такие отечественные авторы, как Б.Д. Парыгин, В.Д. Брагина, П.А. Шавир, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др. Выбор профессии в раннем юношеском возрасте становится самым важным, неотложным и трудным делом для старшеклассников. По мнению Л.М. Митиной, основными факторами профессионального самоопределения являются активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость изменения собственной личности, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде [1]. Ведь жизненный путь личности во многом зависит от того насколько осознанным окажется процесс профессионального самоопределения.

Целью нашего исследования было изучение привлекательности профессии учителя для школьников разных возрастов.

Исследование проводилось среди учеников первых, пятых, девятых и одиннадцатых классов в МАОУ СОШ №187 г. Н.Новгорода.

На первом этапе мы выявили преобладающий тип личности с помощью методики «Опросник Дж. Голланда». В диагностике участвовали 30 учащихся: 15 мальчиков и 15 девочек. В результате мы получили, что «социальный» тип личности, характерный для таких профессий как учитель, психолог, логопед преобладает у четырёх учеников, а близкий к этому типу «артистический» преобладает у пяти учеников. Таким образом, у девяти учащихся из тридцати есть склонности к педагогической деятельности.

На втором этапе исследования мы провели опрос среди учеников первых, пятых, девятых и одиннадцатых классов для определения актуальности педагогической профессии. Ученикам были заданы два вопроса: « Кто из вас собирается работать в школе учителем?» и «Важна ли, по вашему мнению, профессия учитель?».

В результате были получены следующие данные: 5,5% опрошенных первоклассников собираются работать в школе учителем. В пятых классах 3,5% опрошенных, в девятых 2,5% и в одиннадцатых классах всего 0,5%. Но все опрошенные отмечают важность этой профессии.

Таким образом, можно констатировать, что в последнее время престиж профессии «учитель» значительно снизился. В образовательных учреждениях мы редко можем встретить молодых специалистов. Ориентация на престижность, элитность профессии является одной из особенностей самоопределения современных подростков, видимо именно поэтому современные выпускники считают профессию учитель не актуальной, хотя у многих преобладающий тип личности соответствует данной профессии.

Несомненно, эта проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Митина Л.М. - Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. Гриф УМО МО РФ
  2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004.-125с
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 г.
  4. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б., Ретивых М.В. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 2000
Категория: Прочее
29.11.2018 12:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП