СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В наш век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с
прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить эту хрупкую нить, что и предполагает изучение произведений амурских авторов.
Как-то в прошлом году, перебирая книги в кабинете русского языка и литературы, любопытные пятиклассники задали мне такой вопрос: « Вот мы изучаем известных писателей России, а разве у нас в Амурской области нет писателей и поэтов, творчество которых можно изучать».
Я ответила, что есть и перечислила фамилии, пришедшие мне на ум. А потом глубоко задумалась над этим детским вопросом. Действительно, на сегодняшний день амурским школьникам не хватает знаний о местной литературе. Они даже не имеют понятия, как много поэтов живут и творят в Серышевском районе. Это и Людмила Николаевна Цвык из Большой Сазанки, Герасимова Тамара Васильевна из с. Белоногово, Горьковенко Мария Юрьевна из Томского, Баранова Александра Ивановна из Широкого лога, Василичина Анна Дмитриевна и Ануфриева Галина Николаевна из Лебяжье. У каждой из них своя нелегкая судьба, но всех их объединяет любовь к красоте родного края, любовь к поэзии. Я сама занялась знакомством с их творчеством относительно недавно, как- то не хватало времени, да и творчество наших земляков можно найти только в Серышевской центральной библиотеке и к тому же вынести их за пределы здания нельзя. В дальнейшем хочу посвятить больше времени изучению их творчества, организовать в школе кружок, заняться с детьми исследовательской деятельностью литературы родного края.
В 2006-2007году, работая в Белогорском районе, с меня потребовали ввести региональный компонент «Литературное краеведение». Я разработала свою программу. Творчество амурских писателей я включила в свою программу как уроки внеклассного чтения. Трудно было с подборкой материала, поэтому в основном изучали то, что могли найти в журналах, альманахах «Моё Приамурье», в газетных вырезках. Интернет как средство добывание информации тогда нам был не доступен. Сейчас же интернет позволяет больше возможностей отыскать нужную информацию, ведь в сельских библиотеках по-прежнему сложно найти амурскую литературу.
Изучение устного народного творчества в 5классе у меня заканчивалось сказками народов Приамурья: «Храбрый Азмун», «Хвастун», « Недобрая Лада». Трудности до сих пор возникают с поиском книги Д. Нагишкина «Амурские сказки». А ведь они увлекательны, интересны своими героями, прекрасны описанием природы Дальнего Востока. Работая над сказками, дети видят жизнь амурских народов, национальные и культурные традиции, их быт.
Переходя к изучению к произведениям об историческом прошлом, мы не забываем рассмотреть прошлое в произведениях писателей Приамурья. Читали отрывки из очерка Н. Фотьева «За Зеей», стихотворения И. Игнатенко «Предтечи», И. Шишкина «Шли наши предки сюда к Амуру», П. Комарова «На краю России» и др.
Любовь к родной амурской земле, готовность защищать ее от врагов прекрасно переданы в частушке:
Я в Ивановке родился
Я в Ивановке помру
Если туго мне придется
Я сейчас в тайгу пойду
Через индивидуальную судьбу в частушке преломились чувства и настроения всех амурчан. Фольклор гражданской войны раскрывает глубокое осознание народом своего революционного долга. Ярким примером может служить одна из песен гражданской войны «Здешняя Амурская»
Эх! Амур - страна родная,
За тебя мы постоим
Волге, Лене и Дунаю
Свой поклон передадим.
Изучая творчество А.П. Чехова, мы не забываем поговорить о его поездки на остров Сахалин, о пребывании великого писателя – сатирика в Благовещенске.
Анализируя произведения о животных, как-то: «Кусака» Л.Андреева, « Белый пудель» Куприна, «Теплый хлеб» К. Паустовского мы нередко обращаемся к сборнику рассказов Галины Тарасовой «Судьба собачья». Рассказы Г.Тарасовой увлекательны, так как рассказывают о правилах ухода и приемах дрессировки. А самое главное – учат доброте. Все они написаны доступным для понимания языком, потому что изначально рассчитаны на детскую аудиторию.
Богатый выбор стихотворений был и есть при изучении природы родного края. Наряду со стихотворениями поэтов 19-20 века мы анализировали и размышляли над стихотворениями П. Комарова «Ночь на Амуре», «Хинганский родник», «Приамурье», «Сосна» и др. В его
стихотворениях прослеживается пришвинская традиция в изображении
природы. Человек – не «деталь пейзажа». Он – поэт…
Красота открывается нам не сама собой, а благодаря тому поэтическому
богатству, которое он вносит от себя, «как свой человеческий дар Земле».
Стихи Комарова для детей в доступной и увлекательной манере открывают читателям целый мир дальневосточной природы,
обогащают их знания, воспитывают чувство любви к родине, приобщают к красоте.
Нет на Дальнем Востоке, пожалуй, ни одного поэта, не
написавшего сердечных строк о дальневосточной земле, о её
тайге, лесах, водах, реках.
Ребятам предлагалось выразительное чтение наизусть стихотворений И.Игнатенко, О. Маслова, В.Вологдина и др. на выбор. Большой популярностью среди девочек пользуется молодая поэтесса Егения Бутова. После знакомства с ее творчеством её стихотворения чаще выбирают для чтения наизусть. Ребята с удовольствием готовят доклады об амурских писателях и поэтах.
Переходя к изучению писателей Великой Отечественной войны, мы рассматриваем трудности военного детства в расссказе Б. Машука «Горькие шанежки». Читаем стихотворения Н. Релиной «Вам павшие»,
С. Повного « Родом из войны» и другие произведения, освещающие разные стороны военного времени.
Книги писателей Приамурья рассказывают о благородстве,
любви, верности, помогают школьникам узнать о земле, на
которой они родились, воспитывают чувство долга и гражданскую
ответственность. На уроках, посвящённых изучению произведениям
Приамурья, рождается особое отношение к добру и злу, чести и
бесчестию, потому что за каждой строкой – ценнейший опыт наших
писателей-земляков. Перед учениками встаёт такой знакомый и незнакомый, холодный и чистый покой Приамурья, их завораживает неповторимая игра красок «земли амурской», удивляет широкий и величавый Амур-батюшка, пленяют своей неизведанностью необозримые дальневосточные просторы. Всё это – родной дом, где можно встретить удивительно добрых, умных и заботливых людей. Такие уроки рас-
крывают особенности литературной жизни Приамурья, воспитывают
у школьников любовь к родной земле и на примере героев-амурчан развивают способности, необходимые для самореализации учащихся.
Для работы на уроках русского языка я подбираю не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, топонимику местности, фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, Неисчерпаемым источником материала для этого стал диалектный региональный словарь. Таковым в нашем регионе является « Словарь русских говоров Приамурья»,
Особенно широко материалы Словаря использую на уроках изучения лексики русского языка в 6классе . О чем же может рассказать нам местное , амурское слово? Например, о первых переселенцах на Амур. Их называли тогда Аргунцами(аргунеями), это те, кто приехал из Забайкалья, с реки Аргуни.
Первоначальное значение слова Гуран- «дикий козел-самец), на которого часто охотились местные жители.
Вязенки- вязаные варежки
Ичиги, бродни-кожаные сапоги без каблуков.
А как многолика и выразительна амурская диалектная фразеология!
Месяц в рукавицах= окаймленный световой полосой месяц
Задратьнорки-(ноздри),зазнаться. Хлебнуть мурцовки- испытать лишения.
Привлечение местного материала оживляет уроки русского языка, побуждает учащихся быть более внимательными к речи окружающих и своей собственной речи.
Нередко использую на уроке такой метод, как « Диктант по памяти». Ученики в 8 классе заучивают стихотворение амурского пиэта, на уроке пишут его по памяти. Графически объясняют написание орфограмм, расставляют знаки препинания. Н а уроке литературе ребята учатся находить в стихотворениях выразительные средства языка: эпитеты « суровый край»; метафоры « тропа кралась».
На уроках в 8-9-х классах к подготовке к изложению можно использовать отрывки из произведения Федосеева « Тропою испытаний». Ежегодно на неделе русского языка и литературы в школе устраивается конкурс чтецов. Условия: нужно прочитать произведение амурского автора. Проводится викторина «А знаешь ли ты амурских писателей?!» К юбилеям амурских писателей создаются стенды в кабинете литературы, учащиеся создают газеты с фотографиями авторов - юбиляров.
Принимая активное участие в конкурсах сочинений, проектах, ребята знают и помнят, что корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях , живущих рядом или о родственниках и т.д. А раз ты связан с этими людьми, местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
© 2015, Кириенко Галина Леонидовна 2421