СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ ПРИАМУРЬЯ В ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наш  век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с

 

прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить эту хрупкую нить, что и предполагает изучение произведений амурских авторов.

Как-то в прошлом году, перебирая книги в кабинете русского языка и литературы, любопытные пятиклассники задали мне такой вопрос: « Вот мы изучаем известных писателей России, а разве у нас в Амурской области нет писателей и поэтов, творчество которых можно изучать».

Я ответила, что есть и перечислила фамилии, пришедшие мне на ум. А потом глубоко задумалась над этим детским  вопросом. Действительно,  на сегодняшний день амурским школьникам не хватает знаний о  местной литературе. Они даже не имеют понятия, как много поэтов живут и творят в Серышевском районе. Это и Людмила Николаевна Цвык из Большой Сазанки, Герасимова Тамара Васильевна из с. Белоногово,  Горьковенко Мария Юрьевна из Томского, Баранова Александра Ивановна из Широкого лога, Василичина Анна Дмитриевна и Ануфриева Галина Николаевна из Лебяжье. У каждой из них своя нелегкая судьба, но всех их объединяет любовь к красоте родного края, любовь к поэзии.  Я сама  занялась знакомством с их творчеством  относительно недавно, как- то не хватало времени, да и творчество наших земляков можно найти только  в Серышевской центральной библиотеке и к тому же вынести их за пределы здания нельзя. В дальнейшем хочу посвятить больше времени изучению их творчества, организовать в школе кружок, заняться с детьми исследовательской деятельностью литературы родного края.

         В 2006-2007году, работая в Белогорском районе, с меня потребовали ввести региональный компонент «Литературное краеведение». Я  разработала свою программу. Творчество амурских писателей я включила в свою программу как уроки внеклассного чтения. Трудно было с подборкой материала, поэтому в основном изучали то, что могли найти в журналах, альманахах «Моё Приамурье», в газетных вырезках. Интернет как средство добывание информации тогда  нам был не доступен. Сейчас  же интернет позволяет больше возможностей отыскать нужную информацию, ведь в сельских библиотеках по-прежнему  сложно найти амурскую литературу.

Изучение устного народного творчества  в 5классе у меня заканчивалось  сказками народов Приамурья: «Храбрый Азмун», «Хвастун», « Недобрая Лада». Трудности до сих пор возникают с поиском книги Д. Нагишкина «Амурские сказки». А ведь они увлекательны, интересны своими героями, прекрасны описанием природы Дальнего Востока.  Работая над сказками, дети видят жизнь амурских народов, национальные и культурные традиции, их быт.

 

Переходя к изучению к произведениям об историческом прошлом, мы не забываем рассмотреть прошлое в произведениях писателей Приамурья. Читали  отрывки из очерка Н. Фотьева «За Зеей», стихотворения И. Игнатенко  «Предтечи», И. Шишкина «Шли наши предки сюда к Амуру», П. Комарова «На краю России» и др.

Любовь к родной амурской земле, готовность защищать ее от врагов прекрасно переданы в частушке:

Я в Ивановке родился

Я в Ивановке помру

Если туго мне придется

Я сейчас  в тайгу пойду

Через индивидуальную судьбу в частушке преломились чувства и настроения всех  амурчан. Фольклор гражданской войны раскрывает глубокое осознание народом своего революционного долга. Ярким примером может служить одна из песен гражданской войны «Здешняя Амурская»

Эх! Амур - страна родная,

За тебя мы постоим

Волге, Лене и Дунаю

Свой поклон передадим.

 

Изучая творчество А.П. Чехова, мы не забываем поговорить о его поездки на остров Сахалин,  о пребывании великого писателя – сатирика в Благовещенске.

Анализируя произведения о животных, как-то: «Кусака» Л.Андреева, « Белый пудель» Куприна, «Теплый хлеб» К. Паустовского мы нередко обращаемся к сборнику рассказов Галины Тарасовой «Судьба собачья». Рассказы Г.Тарасовой увлекательны, так как  рассказывают о правилах ухода  и приемах дрессировки.  А самое главное – учат доброте. Все они написаны доступным для понимания языком, потому что изначально рассчитаны на детскую  аудиторию.

   Богатый выбор стихотворений был и есть при изучении природы родного края. Наряду со стихотворениями поэтов 19-20 века мы анализировали и размышляли над стихотворениями П. Комарова «Ночь на Амуре», «Хинганский родник», «Приамурье»,  «Сосна» и др.   В его

стихотворениях прослеживается пришвинская традиция в изображении

природы. Человек – не «деталь пейзажа». Он – поэт…

   Красота открывается нам не сама собой, а благодаря тому поэтическому

богатству, которое он вносит от себя, «как свой человеческий дар Земле».

Стихи Комарова для детей в доступной и увлекательной манере открывают читателям целый мир дальневосточной природы,

обогащают их знания, воспитывают чувство любви к родине, приобщают к красоте.

   Нет на Дальнем Востоке, пожалуй, ни одного поэта, не

написавшего сердечных строк о дальневосточной земле, о её

тайге, лесах, водах, реках.

Ребятам  предлагалось выразительное чтение наизусть стихотворений И.Игнатенко, О. Маслова, В.Вологдина и др. на выбор. Большой популярностью среди девочек пользуется молодая поэтесса Егения Бутова. После знакомства с ее творчеством её стихотворения чаще выбирают для чтения наизусть. Ребята с удовольствием готовят  доклады об амурских писателях и поэтах.

Переходя к изучению писателей Великой Отечественной войны, мы рассматриваем трудности военного детства в расссказе Б. Машука «Горькие шанежки».  Читаем стихотворения Н. Релиной «Вам павшие»,

С. Повного  « Родом  из войны» и другие произведения, освещающие разные стороны военного времени.

   Книги писателей Приамурья рассказывают о благородстве,

любви, верности, помогают школьникам узнать о земле,  на

которой  они родились, воспитывают чувство долга и гражданскую

ответственность. На уроках, посвящённых изучению произведениям

Приамурья, рождается особое отношение к добру и злу, чести и

бесчестию, потому что за каждой строкой – ценнейший опыт  наших

писателей-земляков. Перед учениками встаёт такой знакомый и незнакомый, холодный и чистый покой Приамурья, их завораживает неповторимая игра красок «земли амурской», удивляет широкий и величавый Амур-батюшка, пленяют своей неизведанностью необозримые дальневосточные просторы. Всё это – родной дом, где можно встретить удивительно добрых, умных и заботливых людей. Такие уроки рас-

крывают особенности литературной жизни Приамурья, воспитывают

у школьников любовь к родной земле и на примере героев-амурчан развивают способности, необходимые для самореализации учащихся.

 

Для работы на уроках русского языка я подбираю не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, топонимику местности, фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, Неисчерпаемым источником материала для этого стал диалектный региональный словарь. Таковым в нашем регионе является « Словарь русских говоров Приамурья»,

 Особенно широко материалы Словаря использую на уроках изучения лексики русского языка в 6классе . О чем же может рассказать нам местное , амурское слово? Например, о первых переселенцах на Амур. Их называли тогда Аргунцами(аргунеями), это те, кто приехал из Забайкалья, с реки Аргуни.

Первоначальное значение слова Гуран- «дикий козел-самец), на которого часто охотились местные жители.

Вязенки- вязаные варежки

Ичиги, бродни-кожаные сапоги без каблуков.

А как многолика и выразительна амурская диалектная фразеология!

Месяц в рукавицах= окаймленный световой полосой месяц

Задратьнорки-(ноздри),зазнаться. Хлебнуть мурцовки- испытать лишения.

Привлечение местного материала оживляет  уроки русского языка, побуждает учащихся быть более внимательными к речи окружающих и своей собственной речи.

Нередко использую на уроке  такой метод, как « Диктант по памяти». Ученики в 8 классе заучивают стихотворение амурского пиэта, на уроке пишут его по памяти. Графически объясняют написание орфограмм, расставляют знаки препинания. Н а уроке литературе ребята учатся находить в стихотворениях выразительные средства языка: эпитеты «  суровый край»; метафоры « тропа кралась».

        На уроках в 8-9-х классах к подготовке к изложению  можно использовать отрывки из произведения Федосеева « Тропою испытаний». Ежегодно на неделе русского языка и литературы в школе   устраивается конкурс чтецов. Условия: нужно прочитать произведение амурского автора. Проводится викторина «А знаешь ли ты амурских писателей?!» К юбилеям амурских писателей  создаются стенды в кабинете литературы, учащиеся создают газеты с фотографиями авторов - юбиляров.

Принимая активное участие в конкурсах сочинений, проектах, ребята знают и помнят, что  корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях , живущих  рядом или о родственниках и т.д. А раз ты связан с этими людьми, местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

 

 

 

02.02.2015 16:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП