СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу реализации андрагогической модели обучения на базе белорецкого медицинского колледжа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастающий интерес к образованию у взрослых — общепринятый факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала своё будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых — его усиливающееся содержательное и организованное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании. По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной и творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идёт о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течении всей его жизни. К настоящему времени сложилась определённая общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

В жизни взрослого человека можно выделить два основных этапа. На первом человек решает профессиональные задачи, образует семью, занимается воспитанием детей, создает заделы для последующей жизни. На втором (пожилой возраст) задачи меняются: главным становится передача накопленного опыта, поддержание здоровья, нахождение осмысленного сценария жизни, наконец, сюда же относится подготовка к завершению жизни. На каждом этапе человеку нужна своя система образования. Джордж Бернард Шоу (1856-1950г.), замечательный английский писатель, большой жизнелюб и долгожитель в беседе о старости подчеркивал: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества и разума». Образование пожилых людей как раз призвано помочь в развитии этих качеств.

Сегодня выявлена связь между уровнем образования, степенью вовлеченности в образовательный процесс и продолжительностью жизни. Обновление знаний в пожилом возрасте изменяет образ жизни, культуру потребления, отношение к заболеваниям и утрате некоторых функций. Появляется новая система ценностей – часто более прагматичная, адаптированная к новому периоду жизни и ориентированная на диалог с поколениями.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и и практиков образования взрослых, американского учёного М.Ш. Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких людей которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее многотрудным занятием, ныне становится ещё более сложным, напряжённым и тяжёлым. Этому служит наука андрагогика (от греч. «aner», «andros» - взрослый мужчина, зрелый муж — и «ago»- веду) — наука об изучении взрослых.

В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.

Постановлением Правительства РБ от 17 мая 2011 г. № 156 Рустэм Хамитов утвердил Республиканскую целевую программу «Народный университет третьего возраста».

Предназначение программы - поддержать людей старшего возраста, дать им возможность приобрести знания для лучшей ориентации в сложных социально-экономических реалиях современного российского общества.

Программные мероприятия систематизированы по следующим направлениям: «Обучение основам компьютерной грамотности», «Обучение английскому языку», «Овладение основами семейной психологии», «Обучение основам и методологии личной гигиены и лечебной физкультуры».

Главной целью программы является повышение качества жизни пожилых людей за счет организации соответствующей системы образования, создания условий для адаптации пожилых граждан в современном обществе и обеспечения связи поколений. В рамках программы мною велись курсы «Основы компьютерной грамотности». Ведущим методом работы с людьми третьего возраста я считаю индивидуальный подход, что обусловлено разнообразием интересов и личных проблем пожилого человека.

В сентябре, в рамках реализации республиканской целевой программы «Народный университет третьего возраста» на 2011-2013 годы, стартовал первый набор слушателей курсов. В течение трех недель группа студентов-пенсионеров бесплатно обучались основам компьютерной грамотности, английскому языку, методологии личной гигиены и лечебной физкультуры.

Система мероприятий Программы «Основы компьютерной грамотности» включает в себя базовые и дополнительные мероприятия по обучению пожилых людей по следующим дисциплинам:

1. Пользователь ПК

Основы компьютерной грамотности (базовые мероприятия):

1) общие сведения; устройства ввода и вывода информации; основные устройства компьютера; программное обеспечение ПК; общее знакомство с ОС Windows. Работа с окнами, рабочий стол (Лекция, практическое занятие);

2) MS Word - редактирование текста. Выполнение практической работы (Практическое занятие);

3) Internet. Понятие сети Internet. Браузеры. Работа в программе Internet Explorer. Поисковые системы (Практическое занятие);

4) Работа с почтой в сети Internet. Создание почтового ящика (Практическое занятие);

5) Internet. Поиск информации – расширенный поиск. Электронные деньги. Регистрация в социальных сетях (Практическое занятие).

Дополнительные мероприятия:

1) "Мой компьютер", панели задач и управления. Настройка интерфейса пользователя. Меню панели задач (завершение работы, программы, документы, поиск) (Практическое занятие);

2) работа с файлами и папками. Создание папки. Удаление файлов и папок. Понятие ярлыков. Работа с ярлыками (Практическое занятие);

3) программы для работы с файлами и папками. Программы Проводник, Total Commander (Практическое занятие);

4) установка и удаление программных продуктов на ПК (Практическое занятие);

5) MS Word - знакомство с интерфейсом программы и его настройка. Сохранение документов. Принципы обработки текстовой информации (Практическое занятие);

6) MS Word – панель форматирования (Практическое занятие);

7) MS Word – панель рисования (Практическое занятие);

8) MS Word – панель таблицы и границы (Практическое занятие).

Курс продвинутого пользователя (базовые мероприятия):

1) программные продукты. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы и защита информации. Рекламные баннеры и борьба с ними (Лекция);

2) установка и настройка программных продуктов на ПК. Антивирусные программы Dr.Web, Avast. Установка и настройка антивирусных программ (Практическое занятие);

3) программы архивации. WinRar. Создание и распаковка архивов (Практическое занятие);

4) основы программы PhotoShop CS3. Изучение растровой программы. Работа с примерами (Практическое занятие);

5) работа с цифровыми устройствами. Работа с фото и видео камерами. Связь ПК и фотоаппаратом и видеокамерой (Практическое занятие);

6) общение через систему «Скайп» (Практическое занятие).

Дополнительные мероприятия:

1) MS Word. Сложное форматирование документов. Создание web-страниц средствами MS Word (Практическое занятие);

2) MS Excel -ссылки, функции, построение графиков и диаграмм. Работа с ячейками. Понятие электронных таблиц (Практическое занятие);

3) MS Excel - Построение диаграмм и графиков. Форматирование ячеек (Практическое занятие);

4) MS Power Point - создание презентаций (Практическое занятие);

5) векторная и растровая графика (Лекция);

6) основы программы Corel Draw. Изучение векторной программы. Создание плаката. Создание наклейки (Практическое занятие);

  1. Беспроводные сети. WiFi. WiMax. Передача информации по сети. Печать файлов по сети (Практическое занятие).

После обработки программы и учитывая пожелания будущих студентов, программа стала содержать следующие разделы:

1) общие сведения; устройства ввода и вывода информации; основные устройства компьютера; программное обеспечение ПК; общее знакомство с ОС Windows. Работа с окнами, рабочий стол (Лекция, практическое занятие);

2) MS Word - редактирование текста. Выполнение практической работы (Практическое занятие);

3) Internet. Понятие сети Internet. Браузеры. Работа в программе Internet Explorer. Поисковые системы (Практическое занятие);

4) Работа с почтой в сети Internet. Создание почтового ящика (Практическое занятие);

5) Internet. Поиск информации – расширенный поиск. Регистрация в социальных сетях (Практическое занятие);

6) установка и удаление программных продуктов на ПК (Практическое занятие);

7)работа с цифровыми устройствами. Работа с фото и видео камерами. Связь ПК и фотоаппаратом и видеокамерой (Практическое занятие);

8) общение через систему «Скайп» (Практическое занятие).

При работе с данной категорией студентов реализация управления образовательной деятельностью обучающихся должна содержать соответствующие алгоритмы, реализующие принятые методы принятия решений по выбору индивидуальной образовательной траектории:

  1. Принцип кантования: разбиение материала на разделы, состоящие из образовательных модулей, минимальных по объему, но замкнутых и интегрированных по содержанию (лучше меньше и конкретней, чем много и «не пойми что где искать в записях» )
  2. Принцип полноты: каждый тематический модуль должен иметь следующие дидактические компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения (важно не только знать, как делать, но и уметь это делать)
  3. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимум текста и визуализацией, облегчающий понимание и запоминание новых понятий, утверждений, методов (лучше один раз увидеть, а еще лучше сделать)
  4. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан ссылками (направляющими стрелками или словами), чтобы у пользователя была возможность перехода; принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендательных переходов, реализующих последовательное изучение (если не «это», то «то»)
  5. Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы субъект образования может получить компьютерную поддержку (всегда знать где найти подсказку).

При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны, конечно, различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т. п.); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определённых целей; поисковые методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе: «мышление — изучение проблемы — решение проблемы». Последние методы наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.

Целью обучения каждого конкретного обучающегося является овладение теми ЗУНками, которых ему не достаёт для достижения необходимого уровня компетентности в избранной области обучения. Однако при всей индивидуальности конкретных целей обучения любые из них по своему характеру относятся к одной или нескольким типологическим целям обучения:

а) получению новых знаний, новой информации;

б) овладению информацией на новом уровне;

в) приобретению навыков и умений в использовании информации;

г) выработке убеждений;

д) выработке новых качеств;

е) удовлетворению познавательных интересов.

Пожалуй, только первая типологическая цель обучения, да и то лишь тогда, когда новая информация приобретается из новой области знаний или профессиональной деятельности, по необходимости диктует применение в основном педагогической модели обучения. Только в данном случае любой обучающийся (в том числе и взрослый), как правило не имеет достаточной предварительной подготовки для определения на этапе планирования процесса обучения, скажем, содержания, форм и методов обучения. Все остальные цели, в той или иной степени, предполагают наличие у обучающего определённого опыта и предварительной подготовке в изучаемой области знаний или деятельности, достаточно сформированную мотивацию, более или менее чётко определённую жизненную проблему, для решения которой они выбирают ту или иную цель обучения.

Таковы основные факторы (условия), предопределяющие необходимость применения андрагогической модели и андрагогических принципов обучения. Эти факторы одинаково влияют на организацию процесса обучения как собственно взрослых, так и тех лиц, которых нельзя с полным основанием отнести к этой категории обучающихся. В связи этим становится ясно, что андрагогическая и педагогическая модели обучения не противостоят друг другу, а дополняют одна другую.

Литература

  1. http://www.bashinform.ru/news/364158/ - информационное агентство Республики Башкортостан
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 мая 2011 г. № 156 О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
  3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М: «Юнити», 2003
  4. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2002
  5. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых: монография. – М.: 2000
03.04.2017 17:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП