СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как Александр III цесаревича Николая на должность назначал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная история была рассказана Сергеем Витте. Мне она представляется очень интересной, и если вам небезразлична история, в особенности русская, то этот пост обязателен к прочтению.

Весь текст, расположенный ниже, является выдержкой из статьи, написанной министром финансов Сергеем Юльевичем Витте в 1911 году, когда он уже находился на пенсии.

Случай с назначением цесаревича

«Чтобы двинуть дело (постройки) Сибирской дороги, когда я сделался министром финансов, я решил, что надо образовать особый комитет Сибирской железной дороги.

Комитет, который имел бы значительные полномочия, для того чтобы избегать всяких проволочек по различным сношениям с министрами и затем различных затруднений как в Комитете министров, так и в Государственном совете.

Чтобы этот комитет был снабжен не только полномочиями по вопросам, касающимся управления постройки дороги, но и по решениям, касающимся постройки, законодательного свойства.

Вот эту мысль об устройстве такого комитета я провел в особой высшей комиссии, которая была по данному предмету основана. Когда император Александр III утвердил эту мысль, то я имел с ним следующий знаменательный разговор в Аничковом дворце.

Я пришел к императору в обыденный день, т. е. в пятницу, когда обыкновенно я делал доклады императору. Он благодарил меня за то, что я вопрос сооружения Великого Сибирского пути двигаю быстро, и затем спросил меня:

— Кого, вы думаете, следует назначить председателем этого комитета? Дурново Иван Николаевич (который был в то время министром внутренних дел) мне советует назначить на место председателя Александра Аггеевича Абазу (это тот самый Абаза, о котором я уже рассказывал). Но,— продолжал государь,— мне очень противно назначить председателем Абазу, хотя я и знаю, что вообще Абаза — человек умный и энергичный. Может быть, вы мне укажете кого-либо, чтобы назначить на этот пост?

Я говорю императору:

— Если вам угодно выслушать мое мнение, то я бы на этот пост назначил наследника цесаревича.

Государь император был очень удивлен.

— Как? — спрашивает, — да вы, скажите, пожалуйста, вы знаете наследника цесаревича?

Я говорю:

— Как же, ваше величество, я могу не знать наследника цесаревича?

— Да, но вы с ним когда-нибудь о чем-нибудь серьезном разговаривали?

Я говорю:

— Нет, ваше величество, я никогда не имел счастья о чем-нибудь говорить с наследником.

— Да ведь он совсем мальчик; у него совсем детские суждения; как же он может быть председателем комитета?

Я говорю императору:

— Да, ваше величество, он молодой человек и, как все молодые люди, может быть, он серьезно еще о государственных делах и не думал. Но ведь если вы, ваше величество, не начнете его приучать к государственным делам, то он никогда к этому и не приучится.

(Так обыкновенно всегда делали, чтобы приучить наследников к государственным делам: 1) они присутствовали при докладах министров государю, а затем 2) занимали выдающиеся государственные посты и таким образом приучались к делам.)

— Для наследника цесаревича, — сказал я, — это будет первая начальная школа для ведения государственных дел. Так как ваше величество говорите, что наследник совсем неопытен, то назначьте вице-председателем Сибирского комитета председателя Комитета министров Бунге (который был преподавателем у наследника цесаревича). И так как Бунге был преподавателем наследника цесаревича, то между ними установились такие отношения, что наследник не будет обижаться, если Бунге ранее будет ему докладывать дела и до известной степени его направлять, как вести дело.

Молодой Николай II

На это мне император сказал:

— Ваша мысль так мне нова, что я ранее об этом совсем не думал, а поэтому сейчас я решить не могу. Я об этом сначала подумаю.

При следующем докладе, когда я явился к императору, он мне сказал:

— Я, — говорит, — вас послушался. Я решил так: наследника я назначил председателем комитета, а Бунге Николая Христиановича — вице-председателем.»

Вот так решались государственные дела в царствование Александра III. Напоследок хочется сказать, что умение прислушиваться к мудрому совету всегда было отличительной особенностью выдающихся умов.

Личности же мелкие и заурядные стремятся во всем показать свое «Я», часто пренебрегая весьма актуальными и серьезными советами, от кого бы они ни исходили.

28.01.2018 22:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП