СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как добиться положительных результатов грамотного письма
Кого из нас, учителей, не волнует эта тема? Как добиться положительных результатов грамотного письма? Здесь необходима постоянная работа в определенной системе. С чего же следует начинать?
Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы.
Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме.
Второй этап в этой работе - выработка орфографической зоркости учащихся. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно.
Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать их определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
А теперь о некоторых методических приемах, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять.
I. В I классе при обучении грамоте необходимо каждому ученику сделать карточку для звукового анализа. Она представляет собой картонную полоску 12 - 15 см в длину и 3 - 4 см в ширину, на которой наклеено из цветной бумаги 6-7 поперечных полосок. Полоски наклеивать лучше различного цвета: красный, синий, желтый, зеленый и т.д. С помощью этой карточки учащиеся должны показывать количество звуков в словах. Во время урока учитель называет слово и предлагает детям рассказать сколько слогов в этом слове, а потом "просит показать сколько звуков в первом слоге, во втором. В дальнейшем учащиеся показывают карточкой
количество звуков в данном слове: вначале, состоящем из одного слога, потом из двух, трех слогов. Учитель называет слово мак, а ученики поднимают карточки и показывают три полоски. Остальные полоски у них находятся под рукой.
2. Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Это набор прямоугольников и квадратов различных по цвету. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к любому заданному слову. Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику выдает «волшебный» квадрат (квадрат со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом,он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользнуть по строке, заставляет быть внимательнее.
Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв. По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Так, например, при изучении словосочетаний жи-ши учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи и 3 слова с сочетанием ши.
По мере изучения новых орфограмм на доске могут быть записаны следующие задания: «Найти 3 слова с повторяемой безударной гласной; 2 слова с разделительным ь знаком; 1 слово с сочетанием ча и т.д.».
3. Кроме таких упражнений, в целях проверки написания слов можно применять следующий вид работы. Когда в упражнении дается задание вставить пропущенную букву или слово, на доске надо записать все необходимые слова в строчку и закрыть их.
Когда ученики начнут выполнять упражнение, открыть одно слово и попросить детей прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят его у себя и проверяют.
При изучении темы «Глухие и звонкие согласные» ежедневно давать следующее задание : подчеркнуть в конце или середине слова звонкую или глухую согласную, заостряя таким образом внимание ученика на изучаемых орфограммах.
Для формирования орфографической зоркости необходимо предложить следующее упражнение. На доске записать 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова с безударной гласной.
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь. Необходимо с 1 класса вести такую работу, как письмо с проговариванием. Учитель диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, во II и III классах - по слогам, четко проговаривая каждое слово, т.к. артикуляция является составной частью в процессе письма.
Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа у меня проводилась со 2 класса. Перед диктантом, изложением, сочинением следует проводить такую работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа. После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором и индивидуально, а затем учитель проводит составленный из этих слов небольшой диктант на 3 - 5 мин. На следующий день учитель вновь выписывает те слова, в которых допущены были ошибки, дети анализируют их устно, затем дает новый диктант. Итак, до тех пор, пока дети не усвоят все слова.
Можно провести диктант «Проверяю себя». Дети пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют орфограмму.
Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.
Диктант (но не контрольный) с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу, в тот момент, когда произносит слово с какой - либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить (слова с орфограммами).
Все эти диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2 - 3 предложений.
Работая, учитель переходит к изучению всё новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. При этом руководствуясь тем, что повторять нужно только одну ранее изученную тему.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Эта система работы над исправлением ошибок позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз.
© 2015, Кудряшова Раиса Николаевна 1363