СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить говорить на уроках...

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Одна из странностей российской школы состоит в том, что ученикам дают множество разнообразных  заданий, некачественно выполнение которых, как правило, весьма строго оценивается, - и в то же время никто не учит школьников тому, как, собственно, эти задания следует выполнять. Особенные трудности у школьников, да позже и у студентов, вызывает необходимость отвечать устно на уроках или семинарских занятиях. Даже понимая, в общем и целом, изучаемую тему, часто ученики не способны внятно выразить свои мысли.

         Это очень напоминает пресловутый индейский способ обучения плаванию. Бросили ребенка в воду посреди бурной реки: выплывет – молодец! Не выплывет? – туда ему и дорога!

         «Выплывают» у нас, по большей части, способные, уверенные в себе ученики, достаточно много (в смысле развития, в том числе и развития речи) получающие в семье. Впрочем, даже они могли бы учиться еще лучше, если бы владели некоторыми элементарными техническими навыками работы с учебными текстами и подготовки устных ответов по ним.

         Работа по подготовке устного ответа  состоит:

  1. Работа с текстом;

  2. Работа над содержанием ответа (путем составления опорных конспектов);

  3. Работа над формой (речевым оформлением ответа).

             Тот, кто хочет этому научиться, поначалу будет тратить на  подготовку  каждого задания несколько больше времени, чем раньше. Однако уже через месяц-полтора обнаружится, что работа движется  даже быстрее, чем при привычной  зубрежке, а ее результаты гораздо лучше. Но на сегодня, для большинства  учеников, даже старшеклассников,  давать устные ответы и  уметь работать  с учебным текстом (а не зубрить), не просто трудно, а порой даже непосильно.

     Ученики не могут:

         1. Отобрать из текста то, что необходимо, отсеяв ненужное;

         2. Отобранное как-то скомпоновать, выстроив в определенной последовательности;

         3. Связать это самостоятельно придуманными фразами;

         4. Грамотно изложить в соответствующем стиле;

         5. Запомнить все, что нужно, включая даты, названия, имена.

             Учителя обычно советуют своим ученикам не зубрить, а стараться понять материал. Но для большинства  учеников невыполнимый. Понять можно только то, с чем ты что-то сделал. Произвел определенные интеллектуальные операции по обработке материала и соответствующие этим операциям действия: что-то подчеркнул в тексте, что-то выписал и т.д.

    Значит, чтобы понять текст и усвоить его, надо с ним что-то сделать, а  вызубренное забывается очень скоро – сразу же после того, как тему «прошли».

              Еще один эффективный метод работы с содержанием – опорные конспекты. В настоящее время это самый интересный и в тоже время самый компактный способ предоставления учебной информации. Опорный конспект  - это что-то вроде шпаргалки, но очень необычной. Опорный конспект это сокращения, или символы, а  может быть, даже рисунки. Он напоминает ребус, непонятный для непосвященных. Самостоятельное составление опорных конспектов – интересная творческая работа. Сейчас довольно популярны «карты памяти» (mindmaps) –  это предоставление материала по теме с помощью понятий, главное из них располагается посередине, а вокруг – все остальные, причем связь между ними показывают стрелки. Составлять любые – даже наипростейшие, вовсе не опорные конспекты, может быть полезно.

             Таким образом, все это относится к работе с текстом. Нужно уметь «прорабатывать» определенный учебный материал, понять его и запомнить. А для этого надо  найти ту форму работы, которая больше подходит, а если ничего не делать, то вряд ли можно добиться больших успехов.

             Что касается выполнения конкретных заданий, подготовки к устному ответу, то обычно работа над содержанием ответа включает в себя такие этапы:

  4. Понять задание;

  5. Отобрать нужный материал, отсеяв ненужный;

  6. Каким-то образом его выстроить в определенной последовательности: решить, о чем говорить сначала, о чем потом;

  7. Продумать систему утверждений (тезисов) и доказательств (как вы будете аргументировать свои утверждения: какими-то примерами, фактами, чисто логически);

  8. Запомнить все, что необходимо специально запоминать, то есть термины, даты, цифры, имена, названия;

  9. Можно составить конспект, в том числе и опорный: этот метод одинаково пригоден и для работы с текстом, и для работы с содержанием ответа.

     

    Кроме проблемы, что говорить, есть и проблема как это сказать. Это тоже немаловажно.

    Правда, в школе оценивается, в основном, содержание ответов, но не стоит думать только о школе: ею жизнь не кончается. Для любого человека важно уметь литературно правильно, свободно, интересно и уверенно говорить. Косноязычный человек не получает настоящего удовольствия от общения, не чувствует уверенности в общении – а ведь это так важно для каждого из нас.

             Конечно,  невозможно продумывать каждый свой устный ответ с точки зрения его формы. Нужно научиться ясно, правильно и интересно говорить без какой бы то ни было специальной подготовки: речь по природе своей импровизационна.  И если пока не все в порядке с речью – нужно поработать над собой. Необходимо научиться говорить, с одной стороны, ясно, понятно и грамотно и, с другой стороны, интересно.  Говорить правильно – это значит не допускать речевых ошибок. Чтобы не допускать их в своей речи, нужно научиться их замечать в речи других людей, и не просто замечать, а воспринимать как нечто ненормальное, а может быть и смешное. Учиться  слышать речевые ошибки – это значит достаточно внимательно слушать то, что говорят ваши одноклассники на уроках, вернее, как они говорят – и замечать неправильности в их речи. Если это постоянно делать, то постепенно начнешь обращать внимание и на свои подобные же ошибки и исправлять их, а затем – говорить все более «чисто». На это нужно конечно время, но это совсем не так сложно.

    Вот некоторые примеры речевых ошибок на уроках истории:  Ермак и его товарищи захватили ихнюю столицу – Сибирь. Спартаку не хватало время, чтобы обучить свою армию. Братья Строгановы были сильно богатые. Колизей, представляет из себя, очень большой римский цирк в городе Риме, в Италии.

    Есть такое понятие – чувство языка, которое включает в себя и умение слышать все речевые дефекты. С этим чувством никто не рождается – оно появляется со временем у того, кто внимателен к ясности, правильности, чистоте языка: как у себя, так и у других. Чувство языка подобно музыкальному слуху, который тоже можно развивать. Но для этого нужно слушать и слышать то, что говориться на уроках. К сожалению, не может научиться хорошо говорить тот, кто никого никогда не слушает: а наши школьники не слушают ответов своих одноклассников, считают, что это скучно. А попробуйте слушать не столько то, что говорят, сколько  - как  это говорится. Все люди разные, все говорят по-разному. И это совсем будет не скучно. Итак, чтобы говорить ясно, понятно и правильно надо:

  10. Стараться выражать свои мысли как можно лучше, слышать себя и не удовлетворяться первым попавшимся словом, случайно пришедшим на язык;

  11. Внимательно слушать, как говорят другие, и замечать их недостатки.

  12. Выражаться как можно более просто и кратко;

  13. Научиться говорить и выразительно. Тогда и слушать вас будет интересней, и вам самим будет интересно отвечать на уроке.

    Если  вы  будете работать  по подготовке устного ответа по всем трем этапам: 1 -  с текстом;

    2 -  над содержанием ответа через опорные конспекты; 3 -  над речевым оформлением ответа, и если  это делать на протяжении достаточно длительного времени, то обязательно достигнете результата.

     

     

     

Категория: История
09.01.2015 06:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП