СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Классный час на тему: Учимся преодолевать и разрешать конфликты.
Цель : формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи:
Оборудование: компьютер и интерактивная доска.
Ход классного часа:
Учитель: Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?
Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:
-В чём причина возникновения конфликта?
- Можно ли было остановить перерастание данной ситуации в конфликт?
(Обсуждение предложенных учениками вариантов).
Учитель: Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш классный час? (Ответы детей).
-Сегодня мы с вами поговорим о конфликтных ситуациях, выясним причины их возникновения и узнаем о правилах разрешения конфликтов.
- Что же такое конфликт? (Ответы детей).Подберите синонимы к этому слову. Приведите примеры конфликтов из собственного опыта. (Ответы детей).
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.
- Давайте поразмышляем о причинах ссоры или конфликта с окружающими. ( Ответы детей).
Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия.
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; отсутствие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам других людей, класса.
Причины конфликтов:
Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
- К каким результатам приводят конфликты? ( Ответы детей).
Учитель: Ребята, как вы думаете, конфликт может быть полезным? (Выслушиваются мнения детей).
Конфликт бывает разрушающим и конструктивным. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.
Учитель: Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? ( Ответы детей).
С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс ( соглашение на основе взаимных уступок).
Учитель: Для следующей работы попрошу вас разделиться на группы по 5 человек.
Задание: Разработайте правила управления конфликтом и план разрешения споров.
Проведение обсуждения результатов, оформление правил в виде плаката.
Правила управления конфликтом.
План разрешения споров.
Учитель: Ребята, предлагаю вам подумать, есть ли возможность:
а) избежать конфликта,
б) найти другое его решение (можно на примере обыгрывания общей ситуации).
Выслушиваются мнения детей.
Учитель: Статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание » конфликта чаще всего происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторон обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог и не зайти далеко.
Работа в группах.
Задание: Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Николая Красильникова «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.
Семенов прислал мне записку: "Корова", А я написала: "Семенов — козел!" Он — новое слово, я — новое слово. Но тут к нам учитель как раз подошел. Пал Палыч ругал нас не очень сурово, Но только сказал, выводя за порог: — Как только в людей превратитесь вы снова, Тогда приходите опять на урок!
Анализ конфликтной ситуации:
5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?
7. Подумайте над последствиями выбора вариантов поведения:
Варианты поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегия поведения |
Характеристика стратегии |
Конкуренция, соперничество («акула») |
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. |
Сотрудничество («сова») |
Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. |
Компромисс («лиса») |
Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. |
Избегание, уклонение («черепашка») |
Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. |
Приспособление («медвежонок») |
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. |
Учитель: Проанализируем стратегии поведения в конфликтах и отметим их положительные и отрицательные стороны.
Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах :
Стратегия |
Плюсы |
Минусы |
Избегание |
Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой |
Проблема остается неразрешенной |
Компромисс |
Когда другие стратегии неэффективны |
Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал |
Сотрудничество |
Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом |
Требует много времени и сил, успех не гарантирован |
Приспособление |
Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого |
Твои интересы остались без внимания, ты уступил |
Соревнование |
Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить |
Эта стратегия может сделать тебя непопулярным |
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой способ разрешения конфликта более эффективный?(Ответы детей.)
Вывод: Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!
Работа в группах. Задание: разработайте правила поведения в конфликтах. (Ответы детей).
Правила поведения в конфликте:
-Дай партнеру «выпустить пар».
-Если партнер раздражен к агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь будто в коконе.
Задание: напишите советы, которые вы могли бы дать человеку, который очень раздражён. (Заслушиваются ответы детей).
Когда ты очень раздражен, разгневан…
Работа в парах. Задание: Подумайте и напишите, какие факторы помогают общаться без конфликтов.
Факторы бесконфликтного общения:
Пожелания и памятка для учащихся:
1. Чаще говорите вежливые слова.
2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.
3.Будьте естественны в общении.
4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.
5.Не перебивайте старших.
6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.
7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят).
8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.
Рефлексия.
Учитель: Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт.
Учитель: В заключение нашего занятия, я попрошу вас, ребята, заполнить анкету.
Анкета "Обратная связь".
Фамилия, имя __________________________________________________
1. Оцени (по 7-балльной системе), насколько тебе понравилось занятие_____
2. Что понравилось больше всего?__________________________________
_________________________________________________________________
3. Оцени (по 7-балльной системе), насколько полезным было для тебя обсуждение данной темы
4. Считаешь ли ты необходимым обсуждение данной темы с ребятами других классов? Почему?
© 2015, Козик Мария Вячеславовна 1023