СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений
письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей.
Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма.
Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно
по характеру ошибок:
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии.
Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.
Вот некоторые советы родителям:
Вот еще несколько советов родителям:
Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово; он не знает, что обозначает слово; ребенок знает значение слова, но не встречал слово написанным; у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца. Решить проблему пропуска букв в словах помогут решить следующие упражнения.
«Магазин». Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
а – ароматный;
р – рубиновый;
б – большой;
у – укатить домой;
з – звонкий;
м – маленькая;
ы – ы-ы!;
ш – шуршит;
ь – мягкая шубка.
Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии младшего школьника.
«Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик … Соответственно собирать слова на -ина, -ка, -ик. Это игру можно начинать такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка);
«Вот ящик, скорей клади туда… (мячик, ларчик).
Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
«Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слеванаправо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба – рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.
«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «ОтважныйМиша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш… б…ж…т …т м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и.
Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче.
«Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли. Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по_ _ _ _ _ _ _ _ _, _ _ _ _ де _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.
«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе» выглядит так: / Х / / / / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух.
«Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу, либо в беспорядке. Лучше называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.
«Виселица» или «Балда». Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».
Опыт работы показал, что подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их веселыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить в себя.
https://multiurok.ru/blog/kak-pomoch-neuspevaiushchemu-shkolniku.html
© 2023, Кремзукова Юлия Евгеньевна 313