СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Преподаватель Екатерина Кризовская рассказывает, что такое эссе, какие требования к нему выдвигаются и как правильно оценить свою работу. Что такое эссе? Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты». Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе: наличие конкретной темы или вопроса; личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления; небольшой объем; свободная композиция; свободное владение темой; многоаспектный взгляд на явление; парадоксальность; внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция; открытость: оно не претендует на полный законченный анализ. Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика? Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведению. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а так же в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта. Таким образом, эссе – это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. Требования к содержанию эссе При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания; соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме); выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания; аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте; четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; логичность рассуждений обучающегося; отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объему эссе по обществознанию нет жестких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления обучающегося, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы. Как оценивать эссе? № Критерии оценивания ответа. Баллы 1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании. 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании 0 2 Представление и пояснение собственной позиции студента Представлена и пояснена собственная позиция студента. 1 Представлена без пояснения собственная позиция студента (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция студента не представлена. 0 3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов: Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе обсуждения раскрываются различные аспекты проблемы (темы). 3 При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений и выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. 2 Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. 1 Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. 0 Максимальный балл 5 Таким образом, несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.
© 2021, Журавлева Наталья Владимировна 291