СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как правильно писать эссе по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель Екатерина Кризовская рассказывает, что такое эссе, какие требования к нему выдвигаются и как правильно оценить свою работу. Что такое эссе? Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Бук­вально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты». Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые осо­бенности эссе: наличие конкретной темы или вопроса; личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления; небольшой объем; свободная композиция; свободное владение темой; многоаспектный взгляд на явление; парадоксальность; внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиво­речивость тех суждений, в которых выражена личная позиция; открытость: оно не претендует на полный законченный анализ. Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика? Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной про­блеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: филосо­фии, социальной психологии, экономике, социологии, поли­тологии, правоведению. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а так­ же в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта. Таким образом, эссе – это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. Требования к содержанию эссе При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в лю­бом случае необходимо выдержать: адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания; соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме); выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания; аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте; четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведе­ния, личного опыта; логичность рассуждений обучающегося; отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологиче­ских) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка. К объему эссе по обществознанию нет жест­ких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления обучающегося, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы. Как оценивать эссе? № Критерии оценивания ответа. Баллы 1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании. 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании 0 2 Представление и пояснение собственной позиции студента Представлена и пояснена собственная позиция студента. 1 Представлена без пояснения собственная позиция студента (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция студента не представлена. 0 3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов: Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теорети­ческие положения, выводы и фактический материал. В ходе обсуждения раскрываются различные аспекты проблемы (темы). 3 При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) су­ждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргумен­тация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) су­ждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений и выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. 2 Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. 1 Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргумен­тации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. 0 Максимальный балл 5 Таким образом, несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.

29.03.2021 13:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП