СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как продаётся и покупается Ваша неуверенность
В 1920-х годах женщины не курили, а если и курили, то их строго осуждали за это. Курение было табу. Люди считали, что курение, так же как и получение высшего образования или избрание в Конгресс, было чисто мужской прерогативой. Это представляло собой проблему для табачных компаний. Им было невыгодно то, что половина населения не курит сигареты по той или иной причине. Джордж Вашингтон Хилл, президент Американской табачной компании, говорил: «Золотая жила протекает у нас прямо перед носом». Табачные компании неоднократно пытались убедить женщин начать курить сигареты, но безуспешно. Культурное предубеждение против курения было намного сильнее. В 1928 году Американская табачная компания приняла на работу Эдварда Бернейса, молодого, энергичного специалиста по маркетингу с кучей безумных идей.
Маркетинговые тактики, которые использовал Бернейс, заметно выделялись на фоне остальных. В начале ХХ века
Между тем, Бернейс продолжил регулярно осуществлять подобные культурные перевороты на протяжении 1920-х, 30-х и 40-х годов. Он полностью революционизировал индустрию маркетинга и изобрёл поле общественных отношений, складывающихся в процессе. Платить знаменитостям за пользование Вашим продуктом? Это была идея Бернейса. Придумывать новостные статьи, которые содержат скрытую рекламу продукта? Также его идея. Инсценировка противоречивых общественных событий как средство привлечения внимания? Тоже идея Бернейса. Почти все формы маркетинга или публичности, которые существуют сегодня, начинались с Бернейса. Но самый удивительный факт из биографии Бернейса заключается в том, что он был племянником Зигмунда Фрейда. Фрейд был одним из первых, кто начал утверждать, что большинство решений, принимаемых человеком, являются преимущественно бессознательными и иррациональными. Он был единственным, кто осознал, что человеческая неуверенность приводит к эксцессам и гиперкомпенсаци. Он понял, что люди по сути своей – животные, которыми легко манипулировать, особенно в группах. Бернейс просто применил идеи своего дяди для продажи продуктов и, в конечном счёте, стал богатым человеком.
Благодаря Фрейду, Бернейс понял, что воздействие на неуверенность людей, их глубочайшее чувство неполноценности, способно заставить их покупать всё, что Вы скажете. Эта форма маркетинга стала основой всей будущей рекламы. Мужчины покупают большие автомобили, поскольку они ассоциируются с силой и надёжностью. Макияж позиционируется как способ, при помощи которого женщины могут стать более привлекательными. Пиво связано с весёлым времяпрепровождением. Женские журналы не содержат ничего, кроме 150 страниц отретушированных фотографий красивых женщин, перемежающихся с рекламой косметических продуктов, за счёт которой они и получают прибыль. В пивных роликах показывают шумные вечеринки с друзьями, девушек, сиськи, спортивные машины, Лас-Вегас, друзей, больше девушек, больше сисек, больше пива – девушки, девушки, девушки, вечеринки, танцы, машины, друзья, девушки… Хотите так же? Пейте пиво "Budweiser". Это всё - современный маркетинг. Для того чтобы запустить бизнес, многие думают, что нужно найти «болевые точки» людей, после чего ненавязчиво заставить их чувствовать себя хуже. Затем нужно донести до них то, что Ваш продукт улучшит их состояние. Суть заключалась в том, чтобы сказать людям, что они навсегда останутся одинокими, поскольку с ними что-то не так, а потом предложить купить книгу с советами, абонемент в фитнес-клуб, красную машину, новую косметику. Обычному человеку от этого станет противно. В нашей культуре маркетинг часто является информационным посылом. Подавляющее большинство информации, получаемой нами, представляет собой некую форму маркетинга. Следовательно, если маркетинг всегда пытается заставить нас чувствовать себя хреново и купить тот или иной «облегчающий» продукт, тогда мы, по сути, существуем в культуре, призванной заставить нас чувствовать себя хреново, и мы всегда будем хотеть гиперкомпенсировать это каким-либо образом. С годами я заметил одну вещь, что у большинства людей, на самом деле, нет никаких проблем. Они просто цепляются за причудливые и нереальные требования к себе. И подобное случается сплошь и рядом. Все рекламные ролики, предлагающие нам потребительские продукты, стараются сначала напугать, ввести в депрессию, и только потом они предлагают свой продукт, который волшебным образом оказывается решением всех проблем, которых не было ещё до начала этого рекламного ролика. Кстати, Бернейс был в курсе всего этого. Однако его политические взгляды попахивали фашизмом. Он считал неизбежным тот факт, что сильные эксплуатировали слабых при помощи средств массовой информации и пропаганды. Он называл это «невидимым управлением». По его мнению, массы были глупыми и заслуживали всего, что с ними делали умные люди.
Наше общество подошло к весьма интересному моменту в истории. Теоретически капитализм работает путём распределения ресурсов для удовлетворения потребностей и требований каждого человека наиболее эффективным способом. И, пожалуй, капитализм является единственным действенным средством удовлетворения таких физических потребностей населения, как пища, жильё, одежда и прочее. Однако капиталистической экономике свойственно подпитывать неуверенность, пороки и страхи людей, бить по самым уязвимым местам и постоянно напоминать им об их недостатках и неудачах. Становится выгодным устанавливать новые и нереальные стандарты, формировать культуру сравнения и неполноценности, поскольку люди, которые постоянно чувствуют себя неполноценными, являются наилучшими потребителями. Люди покупают только то, что, по их мнению, способно решить проблему. Следовательно, если Вы хотите продать больше продуктов, чем существует проблем, значит, Вы должны заставить людей верить в то, что проблемы есть там, где их попросту нет. Я ни в коем случае не нападаю на капитализм или маркетинг. Я даже не верю в существование некого заговора, призванного держать «стадо» в узде. Я думаю, что система просто создаёт определённые стимулы, которые формируют средства массовой информации, а СМИ, в свою очередь, определяют бесчувственную и поверхностную культуру. Мне нравится думать об этом как о «наименее худшем» решении организации человеческой цивилизации. Необузданный капитализм просто приносит с собой определённый культурный багаж, к которому мы должны адаптироваться. В большинстве случаев маркетинг специально обрушивает на нас неуверенность, чтобы компании получали больше прибыли. Некоторые могут возразить, что такого рода вещи должны регулироваться и контролироваться правительством. Возможно, однако вряд ли это является хорошим долгосрочным решением. Единственное реальное долгосрочное решение – это развитие достаточного самосознания, необходимого для понимания того, когда СМИ пытаются воспользоваться нашей слабостью и уязвимостью, и принятия обдуманных решений. Успех свободных рынков обременил нас ответственностью за нашу свободу выбора, и она намного тяжелее, чем нам кажется.
© 2016, Байсенова Сауле Жумадыловна 523