СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие словарного запаса ребенка тесно связано с развитием мышления. По мере развития мышления ребенка, его словарь обогащается и систематизируется. Ребенок накапливает знания об окружающем мире, знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действиями, общается со взрослыми. С одной стороны на формирование словаря влияет неречевая деятельность с предметами, с другой стороны - речевая деятельность взрослых и ребенка. В младенческом возрасте общение со взрослым носит эмоциональный характер, выражает желание привлечь внимание взрослого, сообщить о своих потребностихях. В конце первого и начале второго года жизни, у ребенка усиливается реакция на словесный раздражитель (ориентировочный рефлекс). При назывании слова малыш ищет этот предмет и стремится выполнить с ним привычные действия (кружка – пить, кроватка - спать). На следующем этапе ребенок, услышав слово, пытается многократно его проговорить, испытывая при этом удовольствие (бака-бака-бака = собака). Это работа подражательного рефлекса. В этот период появляются первые лепетные слова, которые представляют собой фрагмент услышанного слова (ваза – «ва», мячик – «тикь»). Для таких слов характерно искажение звукового оформления, сокращение количества слогов, упрощение стечений согласных (цветы - тити), взаимоуподобление слогов (иди - диди). Следующий этап развития речи «Слово-предложение». Слово еще не наделено грамматическим значением. Ребенок говорит с разной интонацией и выражением лица «мама» и это может означать: я соскучился, иди сюда, хочу есть, не отдавай меня на ручки этой тете. Смысл слов-предложений полностью зависит от ситуации и потребностей ребенка на момент их произнесения. В 1, 5 – 2 года у детей бурно растет запас слов, который к концу 2- го года жизни насчитывает около 300 – 400 слов, разных частей речи. Воспринимая новое слово, ребенок обязательно связывает его с предметом, а в затем и воспроизводит его. В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. К концу 2 года жизни формируется элементарная фразовая речь. 2-3 слова, выражающие потребность («мама дай!»; «Нине пить дай!»). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется фразовая речь, считается что, темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом. На 3 году жизни стремительно увеличивается объем общеупотребляемых слов, возрастает способность к словотворчеству. Ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных единственного и множественного чисел. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. После трех лет интенсивно развивается фонематическое (слуховое) восприятие и звукопроизношение. С 4 лет фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложения строятся из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, пересказывают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц. К 5 годам ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К пяти годам ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовые сообщения. Примерно к 6 годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным. К 7 годам жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, используют слова с переносным значением. К этому возрасту, дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.
© 2020, Беловол Наталья Михайловна 320